В Норвегии объявили памятники своим же партизанам "российской пропагандой" (NRK, Норвегия)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мэр норвежского города Вардё хочет снести три памятника партизанам, сражавшимся бок о бок с советским войсками во время Второй мировой войны, сообщает NRK. По его утверждению, Россия использует эти монументы в пропагандистских целях. Историки против: переписать историю не выйдет.
Андре Бендиксен (Andre Bendixen), Сидсель Вик (Sidsel Vik), Ханне Вильхельмс (Hanne Wilhelms)
“Мы видим, что генеральный консул России в Киркенесе направляет к этим памятникам своих представителей для возложения венков. А кроме того, мы видим, что в Восточном Финнмарке есть сочувствующие, которые посещают эти церемонии”, — заявил мэр города Вардё Тур-Эрик Лабахо из Партии Центра о трех памятниках во вверенном ему муниципалитете.
Памятники были установлены в 2011–2019 годах в память о партизанах Финнмарка.
В годы Второй мировой войны в губернии Финнмарк возникло движение сопротивления преимущественно из гражданских лиц. Они сражались вместе с советскими войсками против немецкой оккупационной власти.
Однако мэр Лабахо считает, что в настоящее время памятники используются сторонниками России и ее властями — в том числе Федеральной службой безопасности (ФСБ).
“Антиисторичный” подход мэра
Желание мэра Вардё снести памятники вызвало резкую критику профессора Института частного права при Университете Осло Мадса Анденеса.
“Со стороны мэра это не просто предосудительно, но и антиисторично. Члены сопротивления в годы Второй мировой войны внесли весомый и очень важный вклад в борьбу с гитлеровцами, но при этом так и не получили заслуженного признания”, — считает Анденес.
Лишь в 2019 году тогдашний министр обороны Франк Бакке-Йенсен от имени норвежских властей принес извинение за недостойное обращение с партизанами в Финнмарке после войны.
“И сейчас, когда признание, наконец, наступило, усилия партизан ни в коем случае нельзя смешивать с сегодняшней спецоперацией России на Украине. Здесь лучше держать язык за зубами”, — считает Анденес.
Он считает, что доводы мэра о том, что российские власти якобы злоупотребляют памятниками и используют их в собственных целях, недостаточно убедительны для их сноса.
“Как государственный чиновник, мэр должен соблюдать осторожность. Рассуждая о сносе памятников, он вмешивается в ход истории и переписывает ее. А ведь нам не нравится, когда так делают другие страны”, — напоминает Анденес.
Мэр Лабахо не согласен с тем, что его подход “антиисторичный”.
“Это просто ерунда. Наоборот, мы всячески подчеркиваем официальную версию и ставим собственные памятники норвежским партизанам. Кроме того, у нас в муниципалитете есть партизанский музей”, — возражает он.
Демонтаж трех мемориалов — лишь следствие решения городского совета Вардё, принятого ранее в этом году, говорит Лабахо.
Там большинство пожелало расторгнуть договор о дружбе муниципалитета с городом Архангельском из-за российской спецоперации на Украине.
“Когда мы расторгли договор о дружбе, попутно вскрылись некоторые обстоятельства. Среди прочего выяснилось, что именно городской совет определяет политику по увековечивании памяти о Второй мировой войне и партизанах”, — объясняет он.
Помимо прочего, в документе говорится, что в Вардё есть два норвежских военных мемориала. Трех памятников, от которых намерен избавиться мэр, в нем не указано.
Однако в материалах дела нет ничего о том, что три памятника подлежат сносу.
— Почему же вы хотите снести три памятных камня, если в решении по этому поводу не сказано ничего конкретного?
“Потому что они не вписываются в нашу общую политику памяти, принятую городским советом”, — объясняет мэр Лабахо.
Профессор русской истории Кари Ага Мюклебост тоже считает эти три памятника проблематичными.
“Эти памятники воздвигнуты, созданы и оплачены российскими государственными деятелями в пропагандистских целях. Они не имеют ничего общего с мирными отношениями между государствами и народами”, — говорит она.
Мюклебост исследовала роль монументов в российской политике памяти и помогла написать две статьи о трех мемориальных камнях, ставших предметом спора.
“В ходе нашего исследования мы установили, что с 2011 года ведущую роль в установке двух из этих памятников сыграло мурманское объединение ветеранов ФСБ “Щит””, — говорит она.
Профессор истории Норвежского Арктического университета в Тромсё не видит причин оставлять эти памятники.
“Они используются для создания выгодного России повествования об освобождении от нацистской оккупации. Эта же риторика используется в пропаганде в оправдание денацификации Украины”, — говорит она.
Мюклебост не согласна с профессором права Анденесом, который считает, что мэр переписывает историю.
“Со своей стороны, я считаю “антиисторичным” наделять эти памятники военно-исторической ценностью. У нас есть и другие памятники именно в память о партизанах. Нам в Норвегии не нужны памятники, воздвигнутые российским государством в пропагандистских целях”, — говорит Мюклебост.
Одно то, что муниципалитет Вардё принимает меры по этому вопросу, она считает хорошим знаком для местной демократии.
“Мы не можем изменить нашу историю”
Два из трех мемориальных камней находятся в ведении Ассоциации музеев Вардёхуса. Ее председатель Арнт Бьярне Аронсен отрицает, что они были воздвигнуты по инициативе ФСБ и других российских властей.
“Это неверно. Памятники — это совместный проект, и основу ему заложили мы, музейная ассоциация. Изготовлением обелиска занималось общество ветеранов “Щит” в Мурманске”, — объясняет Аронсен.
Аронсен говорит, что памятники установлены в память о трех норвежских партизанах, убитых немецкими солдатами. У двоих из них даже нет могил.
“Мы не можем закрывать глаза на тот факт, что мирные жители Вардё бок о бок с советскими солдатами сражались против нацистской Германии. Мы не можем изменить нашу историю. Так делают другие режимы, когда им не нравится их история”, — заключает он.
По его словам, ассоциация уважает чужое мнение, если памятники кому-то не нравятся, но считает, что это еще не повод их сносить.
“Мы считаем очень важным, чтобы местные силы взяли на себя ответственность за нашу собственную историю — как, например, мы поступаем с мемориалами. В противном случае нашей историей займутся другие”, — говорит Аронсен.