Украинские мужчины платят до 20 000 долларов, лишь бы вырваться из страны (The Washington Post, США)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Читать inosmi.ru в

Закон Украины о мобилизации вступает в силу, и мужчины платят тысячи долларов, чтобы уклониться от призыва, пишет WP. Многие обращаются к контрабандистам, лишь бы вырваться из страны. Больше всего беглецов устремляется к границе с Молдавией и Румынией.

Изабель Хуршудян (Isabelle Khurshudyan), Константин Худов (Kostiantyn Khudov)

Киев— Украина расширяет призыв на военную службу, чтобы остановить российский натиск. На этой неделе истек важный срок постановки на воинский учет, и многие мужчины заранее подаются в уклонисты и платят тысячи долларов за помощь в нелегальном выезде из страны.

По словам украинских чиновников и самих беглецов, контрабандисты, которые помогают пересечь границу, запрашивают за свои услуги свыше 5 000 долларов. Один мужчина рассказал, что его вместе с “коллегами” увезли на автобусе в лес. Затем провожатые в масках отвели их пешком к пролому в заборе на венгерской границе.

Другой рассказал, что он в компании еще почти 20 человек прошел более 15 километров по пересеченной местности, обходя посты наблюдения, прячась от беспилотников и даже убегая от поисковых собак. Один из беглецов не выдержал и отстал.

Пойманным нередко грозит именно то, чего они так надеялись избежать: воинская служба.

“Главное было то, что в какой-то момент я осознал — и это меня испугало — что я не смогу сам решать, идти служить или нет, и что я не смогу распоряжаться своей судьбой и свободой”, — сказал 37-летний Александр, заплативший 8 000 долларов за помощь в пересечении границы в конце мая.

Как и другие действующие лица этой статьи, свою фамилию он называть отказался, поскольку нарушил закон.

Высокие издержки и риски, на которые мужчины готовы идти, лишь бы избежать призыва на военную службу, подчеркивают зреющую в украинском обществе напряженность: после двух лет боевых действий люди решительно поддерживают армию, но лишь немногие мужчины из тех, что еще не ушли добровольцами, хотят на фронт.

Поскольку передовые части сильно истощены, украинский парламент принял закон о мобилизации, обязавший всех мужчин призывного возраста обновить личные данные онлайн или очно в военкоматах до 16 июля. Закон также снизил минимальный призывной возраст на Украине до 25 лет.

Теперь, когда крайний срок минул, многие ждут новую волну разосланных повесток. Украинские чиновники не уточнили, сколько человек они намерены мобилизовать, но бывший главнокомандующий генерал Валерий Залужный ранее предполагал, что для пополнения рядов ВСУ необходимо до полумиллиона солдат. Преемник Залужного генерал-полковник Александр Сырский заявил, что призвано будет значительно меньше, но никаких подробностей не привел.

Еще до истечения крайнего срока официальные лица заявили, что число новобранцев в мае и июне выросло более чем вдвое по сравнению с предыдущими двумя месяцами.

С момента введения военного положения в феврале 2022 года мужчинам в возрасте от 18 до 60 лет запрещено покидать страну без соответствующего разрешения. Киев все активнее ужесточает ограничения для тех, кому разрешено выезжать на законных основаниях, — даже на короткое время и с конкретной целью. Даже депутаты парламента сетовали, что их лишили командировок.

Айтишник Александр рассказал, что все бросить и бежать решил в мае. Неделей раньше мобилизовали троих его коллег, попавшихся на улицах города военному патрулю.

Знакомый знакомого связал его с человеком, организовавшим отъезд из страны. Александр собрал все сбережения и заплатил вперед 2 000 долларов.

Ему велели взять с собой воды и прибыть на место сбора недалеко от границы с Молдавией. Там его ждал грузовик с открытым кузовом. По словам Александра, внутри сидело человек двадцать. Предстоял двадцатикилометровый марш-бросок, поэтому всем раздали скриншоты с координатами маршрута и посоветовали заранее скачать офлайн-карты. После четырехчасового перехода через густую чащу и болота он добрался до Приднестровья — пророссийского сепаратистского региона Молдавии.

“На самой границе есть рвы и так называемые “зубы дракона”, — сказал Александр, имея в виду бетонные противотанковые надолбы пирамидальной формы. — Должно быть, сработали какие-то датчики, потому что в какой-то момент вспыхнул свет, а еще дальше мы заметили приближающиеся фонари и услышали лай собак”.

“Один парень физически не выдержал такого приключения и стресса, в какой-то момент он отстал и не добрался до цели вместе с нами”, — добавил он.

По прибытии в Приднестровье Александра, по его словам, отвезли в гостиницу в молдавской столице Кишиневе, где специальный человек договорился, чтобы в его паспорте поставили штамп, будто он въехал в Молдавию легально. После этого Александр сел на самолет в Германию, даже не представляя, вернется ли он когда-нибудь на Украину или нет.

“У меня по этому поводу смешанные чувства, — сказал Александр. — Бывают моменты, когда я сожалею об этом, а бывают, когда нет”.

По словам представителя украинской пограничной службы Андрея Демченко, границы с Молдавией и Румынией привлекают больше всего беглецов. С начала российской спецоперации более 30 000 украинских мужчин незаконно пересекли границу с обеими странами, сообщило недавно "Радио Свобода"*со ссылкой на данные молдавской и румынской пограничной полиции.

Некоторые маршруты особенно опасны. Демченко сообщил, что почти 40 человек погибли, пытаясь переплыть реку пограничную реку Тису на западе страны.

“Есть масса ситуаций, когда нашим военным удается вытащить людей из воды уже на грани гибели — кто от переохлаждения, кто от истощения”, — рассказал он.

Демченко заявил, что с мая, когда вступил в силу закон о мобилизации, значительного роста попыток незаконного пересечения границы не произошло. По его словам, за июнь их зафиксировано даже меньше, чем за май.

Одна из возможных причин в том, это что “такса” контрабандистов за помощь в выезде из страны резко возросла, по словам мужчин, наводивших об этом справки. Демченко сообщил, что с начала боевых действий были арестованы члены более 500 таких “преступных группировок”.

Некоторые берут за свои услуги почти 20 000 долларов, сказал Демченко.

27-летний Артем, который покинул страну месяц назад, перебравшись в Венгрию, сообщил, что ему это обошлось в 9 000 долларов. Он целый год обдумывал свое будущее — пойти служить, как многие его друзья, или уехать из страны. В какой-то момент ему даже стало страшно выходить из дома, чтобы не получить повестку.

Артем отправился на западную Украину, а затем четыре дня ждал, пока организатор “поездки” не даст зеленый свет. Провожатые не только провели группу Артема, но и замели следы и проделали бреши в заборе на границе. Прибыв в Венгрию, беглецы сдались полиции.

“Нас обыскали, забрали маникюрные ножницы и все такое, — рассказал он. — Пограничники посадили нас в машину и отвезли к границе. Там у нас отобрали паспорта, посадили в какой-то гараж, и мы около часа ждали, пока нас допросят следователи. Нас расспрашивали, как мы пересекли границу, как оказались в Венгрии, сколько заплатили, и какой у нас был маршрут”.

Артем рассказал, что его лично допрашивали минут 15, после чего пожелали “приятного пути” и отпустили.

Демченко отметил, что, хотя пограничные службы соседних стран обмениваются с Украиной информацией о приемах контрабандистов и уклонистов, не все они разворачивают или депортируют пойманных беглецов.

Некоторые мужчины пытаются избежать призыва на военную службу через лазейки в законодательстве — например, поступив в аспирантуру.

По данным Министерства образования и науки Украины, до 2022 года в аспирантуру ежегодно поступало до 8 000 человек. Но в 2024 году на вступительные экзамены в магистратуру и аспирантуру зарегистрировались свыше 246 000 человек. Как следствие, правила приема ужесточились.

Другие выжидают и медлят с принятием судьбоносного решения. Один 35-летний киевлянин рассказал, что уже подготовил план побега.

Это обойдется примерно в 7 000 долларов — через тех же контрабандистов, к которым обратился его друг, чтобы переправиться через границу с Молдавией. По словам мужчины, основная мотивация уехать — это неуверенность в своем будущем на Украине на фоне постоянных российских бомбардировок и конфликта, который вряд ли закончится в ближайшее время.

“Я хочу завести ребенка, — заключил он. — А здесь я просто не вижу никаких перспектив создать семью”.

Статья написана при участии Анастасии Галушки

___________________________________________

* СМИ, выполняющее функции иноагента

Полная версия