Такой операции в мире еще не было. Спасатель рассказал, как искали Раиси (Hamshahri, Иран)

Источник:

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Читать inosmi.ru в

Операция по поиску вертолета Эбрахима Раиси стала одной из самый сложных в мировой практике, пишет Hamshahri. Горный инженер Мохсен Хашемнеджад своими глазами видел место трагедии. Он рассказал, с какими трудностями пришлось столкнуться спасателям, и поделился с изданием своей версией произошедшего.

По итогам поисковых работ на месте крушения вертолета президента Ирана стали известны новые детали гибели Эбрахима Раиси и других пассажиров рейса.

Мохсен Хашемнеджад, специалист по горной метеорологии, был одним из тех, кто наряду с десятком других экспертов вошел в отряд спасателей, направленных в горнолесной массив Дизмар в окрестностях города Варзакан для поисков правительственного вертолета, разбившегося во второй половине дня в воскресенье, 19 мая. В результате авиакатастрофы погибли президент Исламской Республики Иран аятолла Эбрахим Раиси, министр иностранных дел страны Хосейн Амир Абдоллахиян, губернатор остана (провинции) Восточный Азербайджан Малек Рахмати, имам соборной мечети Тебриза аятолла Аль-Хашем, а также члены экипажа вертолета.

Спасательно-поисковая миссия стала символом не только огромной боли от невосполнимой утраты всего народа Ирана: она также явила собой сцену сопереживания огромной трагедии и продемонстрировала все возможности иранских специалистов осуществить одну из самых сложных в мировой практике горноспасательных и поисковых операций.

Мохсен Хашемнеджад, метеоролог горного района провинции Зенджан, а также инструктор по спасательным работам в горной местности, был одним из тех, кто вошел в состав спасательно-поисковой миссии. Она проводилась в кратчайшие сроки в сложнейших метеоусловиях, к тому же в крайне непростой для поиска горной местности.

Хашемнеджад так описал день, когда произошла авиакатастрофа: "После того, как новости об этом распространились в СМИ и соцсетях, в район, где произошла трагедия, было направлено множество спасателей. И поскольку там преобладали особо сложные погодные условия, было решено, что в состав миссии должны войти не только техники и медики, но и специалисты по горной инженерии и метеорологии. А поскольку у меня есть опыт работы в данных сферах, я также был включен в спасательную команду Красного Полумесяца провинции Зенджан, направившуюся к месту трагедии".

"Мы выехали из Зенджана во второй половине дня. Погода была пасмурной и крайне нестабильной: пока мы добирались до места крушения, периоды кратковременного затишья внезапно нарушала гроза, наблюдались вспышки молний, то и дело начинался дождь, то мелкий, то чрезвычайно интенсивные ливни. Достичь места аварии нам удалось только к трем часам ночи следующих суток, 20 мая, — продолжил он. — Мы проследовали через окрестности города Варзакан, установили палатки со спасательным и медицинским оборудованием. Дороги, которыми пользовались в основном геологи и по которым приходилось перемещаться нам, не имели твердого покрытия, они были сплошь проселочными, грунтовыми, из-за дождя мгновенно становились скользкими и размытыми. Все это крайне затрудняло передвижение спасательных экипажей. Добавьте еще к этому то, что местами дорога полностью пропадала под огромными слоями прошлогодней опавшей листвы горных деревьев. Также чрезвычайно затруднял передвижение извилистый характер всех просек и троп".

Применили БПЛА для поисков

Мохсен Хашемнеджад отметил, что в миссии активно участвовали дроны: "Над районом катастрофы также курсировали БПЛА, периодические облеты совершали квадрокоптеры. Точное место происшествия было установлено только с окончательным наступлением светлого времени суток, между половиной шестого и шестью утра. Район был окутан плотным туманом, что тоже затруднило поиски. Склоны гор и долин были очень крутыми, рельеф местности был крайне сложен. Густой туман временами вовсе не давал нам вести поисково-спасательные работы, это было просто невозможно".

Он продолжил: "Наконец, благодаря непрерывным усилиям спасателей, потерпевший крушение вертолет был обнаружен. Он развалился на части, что, очевидно, стало результатом удара о склон горы. Были найдены и тела трагически погибших пассажиров и членов экипажа. Некоторые тела имели следы ожогов, что указывало на то, что вертолет загорелся при аварии. Некоторые погибшие имели следы тяжелых и серьезных травм, таких как множественные переломы, полученные в результате падения. Если описать характер травм точнее, то тела двух погибших были наполовину покрыты ожогами, одно из тел было обожжено частично, еще одно имело тяжелые переломы, несовместимые с жизнью. Но наиболее множественные ранения и травмы имели тела членов экипажа. Тело имама соборной мечети Тебриза было найдено несколько в стороне от тел других погибших, на глинистой почве. Это обстоятельство также подтверждало то, что он был жив в момент катастрофы и оставался в живых еще некоторое время. Однако и он также принял мученическую смерть в результате внутреннего кровотечения".

"Тела мученически погибших с трудом удалось разместить на носилках, затем парамедики Зенджана перенесли тела четырех погибших в кареты скорой помощи. Обратная дорога оказалась еще более трудной, чем путь к месту трагедии, поскольку туман еще более сгустился, стало еще более скользко, и большая часть пути теперь представляла собой подъем в гору. Через несколько часов пути останки погибших, наконец, были вывезены из района крушения и переданы правоохранительным органам и криминалистам, которые должны были установить наличие или подтвердить отсутствие обстоятельств теракта, который мог привести к аварии", — рассказал горный инженер.

"Причиной аварии могли стать метеоусловия"

"Пока, в первые дни после трагедии, еще обсуждают и рассматривают разные версии о том, какие именно причины и обстоятельства могли привести к аварии одного из правительственных вертолетов. Однако я как метеоролог полагаю, что причиной этого крушения с большой долей вероятности могли стать именно метеоусловия, что часто приводит к подобным результатам, поскольку непосредственно в день трагедии имели место как густой туман, так и то, что метеорологи называют "атмосферными нестабильностями". Вероятно, пилот пытался совершить вынужденную посадку в связи необходимостью прервать полет в силу крайне сложных погодных условий, однако совершить правильную посадку оказалось невозможно из-за гористой местности со сложным рельефом, крутыми склонами, глубокими долинами, ущельями, пропастями и обрывами", — подытожил Мохсен Хашемнеджад.

Полная версия