Германия столкнулась с проблемой "неправильных" мигрантов (Foreign Policy, США)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Читать inosmi.ru в

Германия столкнулась с миграционной дилеммой. Страна отчаянно нуждается в новых квалифицированных кадрах, и эту проблему она надеялась решить с помощью иностранцев. Однако большинство из них – беженцы из бедных и воющих стран, пишет FP.

Почему крупнейшая экономика Европы не может получить мигрантов, в которых отчаянно нуждается.

Германия столкнулась с огромной миграционной дилеммой. Туда стремятся попасть беженцы из бедных и раздираемых войнами стран, видя в ней безопасную гавань. А квалифицированные специалисты из стран, не входящих в Евросоюз, стараются обходить ее стороной. Между тем это те самые работники, в которых отчаянно нуждается немецкая экономика. Германия пытается стать более привлекательной, однако ее попытки наталкиваются на глубоко укоренившиеся культурные симпатии и привязанности. Именно поэтому Организация экономического сотрудничества и развития отвела в своем докладе Германии лишь пятнадцатое место по степени привлекательности для иностранных рабочих. Прямо перед ней Португалия, Дания и Ирландия, и она намного отстает от лидеров, таких как Новая Зеландия, Швеция и Швейцария.

Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram

Портал под названием Make It in Germany (Делай это в Германии), финансируемый из средств министерства миграции и по делам беженцев, заявляет: "Германия дружелюбна по отношению к детям!" Цель этого сайта — привлекать в Германию иностранцев. По прогнозам аналитических центров, к 2035 году немецкому рынку труда будет не хватать семь миллионов работников. "Мы нуждаемся в трудовых ресурсах и в квалифицированной рабочей силе из третьих стран", — заявила немецким СМИ Ванесса Ахуджа (Vanessa Ahuja) из Федерального агентства занятости Германии, имея в виду страны, не входящие в ЕС. Цель ее ведомства — привлекать по 400 тысяч новых специалистов ежегодно.

Однако должно быть понятно, что это предложение не для бедных и чаще всего необразованных беженцев из таких стран, как Афганистан, Сирия и Ирак. Выходцы из этих государств в прошлом году составляли большинство из почти 250 тысяч просителей убежища. Это на 28% больше, чем в 2021 году (но в три раза меньше, чем в 2016-м, когда разразился миграционный кризис). Газета Bild выражает возмущение многих простых немцев: "У них часто нет необходимого образования, нет работы. Но они имеют право на социальное обеспечение, жилье и одежду". В 2022 году нападения на места проживания беженцев совершались раз в три дня.

Действительно, Германия — это основной конечный пункт для людей, бегущих от войн и нищеты. В прошлом году туда приехало 1,3 миллиона человек. Среди них было 1,1 миллиона людей с Украины. 140 тысяч из них потом вернулись на родину. В отличие от людей, живущих в странах с репрессивными режимами, украинцы не могут подавать заявку на получение убежища, однако могут получить статус временной защиты.

Это мрачный парадокс, но Германия, где сокращается коренное население и очень слабый рынок рабочей силы, очень сильно нуждается в квалифицированных рабочих для заполнения примерно 778 тысяч вакансий. Нуждается настолько, что порой берет людей лишь с базовыми знаниями немецкого языка. Согласно веб-сайту министерства иностранных дел, список взывающих о помощи секторов очень обширный. Это добыча полезных ископаемых и сырья, промышленное производство, естественные науки, информационные технологии, воздушный транспорт, энергетика, сельское хозяйство, лесопромышленный комплекс, животноводство, овощеводство, строительство, архитектура, топогеодезические работы и строительные технологии.

Borsa GündemТурция

Несмотря на санкции ЕС, Россия зарабатывает на углеХоть ЕС и наложил санкции на Россию, из-за чего сократился ее экспорт угля, Москва продолжает поставлять "грязное топливо" и получать немалые доходы от его продажи, пишет Borsa Gündem. Так, например, в 2022 году Россия стала крупнейшим поставщиком угля в Германию.

23.03.2023

В этот список не вошли вакансии в сфере образования, детского воспитания, туризма, гастрономии и розничной торговли. Родители детей школьного возраста в Берлине в ярости от того, что в школах не хватает учителей. Каждую неделю в школьном расписании появляются пустые клетки из-за отсутствующих учителей. Кто-то отсутствует временно, а кто-то уходит навсегда. По оценке немецкого фонда Роберта Боша, двум третям немецких школ не хватает учителей. Многие отели, рестораны и магазины работают с минимальным количеством персонала. Зачастую даже этого не хватает, судя по объявлениям "Приглашаем на работу", которые висят в витринах, и по времени выполнения заказа и обслуживания.

Лет десять тому назад Германия осознала, что нуждается в огромном количестве трудовых ресурсов из-за рубежа, чтобы заткнуть дыры. Она сделала резкий разворот и дала понять, что будет рада трудовым мигрантам. Реакция была положительная. В основном туда поехали специалисты из стран ЕС. В Германию устремились прежде всего румыны, поляки, испанцы, итальянцы и болгары. Сделать это им было легко, так как в ЕС действует принцип свободы передвижения.

Но сегодня во всех 27 странах Евросоюза умирает больше людей, чем рождается. В Германии по состоянию на 2021 год коэффициент рождаемости в расчете на женщину составлял 1,58 ребенка. Это чуть больше среднего показателя по ЕС (1,53) но значительно меньше нормы в 2,1, которая должна соблюдаться, чтобы население увеличивалось. Весь континент сегодня осознает, что по мере старения населения и усиления демографических проблем экономике ЕС потребуется еще больше иностранных рабочих. В Испании и Польше люди рожают еще меньше детей, чем в Германии. А это значит, что в недалеком будущем Германия уже не сможет так свободно, как сейчас, пользоваться общеевропейскими трудовыми ресурсами.

"Польский рынок труда уже сегодня нуждается в рабочей силе, — рассказал Foreign Policy эксперт по миграции из немецкого научно-исследовательского Фонда Бертельсманна Ульрих Кобер (Ulrich Kober). — Я опасаюсь, что внутренняя трудовая миграция в ЕС, от которой очень сильно выигрывала Германия, быстро подходит к концу. Надо искать другое решение".

Проблема обостряется год от года. Если сегодня в Германии 16 миллионов немцев пенсионного возраста, то к середине 2030-х годов их будет минимум 20 миллионов человек. В 2040-х годах увеличится число людей старше 80 лет, а вместе с этим усилится потребность в долгосрочном уходе за ними. Между тем, численность трудоспособного населения за предстоящие 15 лет снизится от 1,6 до 4,8 миллиона человек. Это данные Федерального статистического управления.

В отличие от трудовых мигрантов из ЕС, количество квалифицированных рабочих, прибывающих из других стран, совершенно ничтожно, хотя постепенно оно увеличивается. В 2021 году их было всего около 40 тысяч. В основном это были профессионалы из Индии, США, Турции и Китая. Немецкий министр финансов Кристиан Линднер (Christian Lindner) недавно пережил неловкий момент в столице Ганы Аккре, когда спросил в студенческой аудитории, кто бы хотел работать в Германии. Увидев, что в переполненной аудитории ни один человек не поднял руку, министр смущенно заявил: "Ох, вот это да! Ну ладно".

Канада, издавна знакомая с иммиграцией, упростила и оптимизировала миграционные процедуры, и у нее явно нет такого рода проблем. В 2021 году она приняла 139 359 новых постоянных жителей в рамках своих программ по привлечению квалифицированных работников. А в первые десять месяцев 2022 года приняла более 645 тысяч человек. К 2025 году она намерена принять более полутора миллионов человек. О таких цифрах Германия может только мечтать.

The IndependentВеликобритания

Двадцать три процента жителей Германии — иммигранты и их детиОколо 18,9 миллиона человек, то есть 23% населения Германии, либо сами иммигрировали в эту страну, либо родились в семьях переселенцев, пишет The Independent. Статистика не учитывает более миллиона украинцев, которые приехали в Германию за минувший год.

02.03.2023

"В Германии много бюрократии, и очень слаба культура гостеприимства, — рассказал директор Института экономики труда из Бонна Хольгер Бонин (Holger Bonin). — Но еще больше проблем с немецким языком и с уникальной системой двойного профессионального образования. Правила признания зарубежных квалификаций в этой стране совершенно непрозрачны, и времени на это уходит очень много".

"Нам надо ускорять все, что только можно ускорить, — сказал на этой неделе министр труда Германии Хубертус Хайль (Hubertus Heil), приехавший в Канаду за получением информации об ускорении процесса трудовой миграции.

Изучение немецкого языка в Германии — тяжелое препятствие для любого человека, ищущего работу, как квалифицированную, так и нет. 44-летний сириец Хайян, попросивший не называть его фамилию, прибыл в Германию в 2016 году с крупной волной беженцев. Он инженер сельскохозяйственного производства, у него приличный английский, и он именно тот квалифицированный специалист, какие нужны Германии. Но он прожил в стране семь лет, прошел интенсивный курс изучения немецкого языка, два курса повышения квалификации, три курса профобучения, работал на трех работах с неполной занятостью, но сегодня по-прежнему безработный. Хотя сейчас у Хайяна немецкий паспорт, помимо Германии он все равно ищет работу в США и Объединенных Арабских Эмиратах.

"Я уверен в своем немецком, я его выучил, — рассказал сириец. — Но, конечно же, мой начальник все равно будет вынужден проверять мои знания. Если бы на моем месте был немец, ему бы не пришлось это делать". По словам Хайяна, ему давали временную работу намного ниже уровня его квалификации, а начальство относилось к нему плохо. "О расизме здесь не говорят, но я чувствую его каждый день", — сказал он.

Хайян не одинок. Получить иностранных рабочих — это одно дело. Но сохранить их и показать всему миру, что Германия — хорошее место для работы — совсем другое. Хайян приехал в страну через Средиземное море по балканскому маршруту вместе с четырьмя другими мужчинами. Все они врачи, и их дипломы действуют в Германии. Но, получив немецкое гражданство, двое из них уехали работать в больницы Абу-Даби, а один в Дубай. Там они зарабатывают в четыре раза больше и чувствуют себя как дома в арабской культуре.

"Что будет, если в Иране произойдет революция, и значительная часть иранцев [живущих в Германии] вернется туда? — спросила немецкий социолог с иранскими корнями Наика Форутан (Naika Foroutan). — Это отчасти шутка, но в таком случае Германия останется без стоматологов".

Зарплаты в Германии значительно выше, чем в странах глобального Юга, но они невелики по сравнению со многими европейскими и североамериканскими странами. А налоги в стране высокие, школы переполнены, жилья на рынке не хватает. Эксперт по внешней политике из либеральной Свободной демократической партии Линда Тойтеберг (Linda Teuteberg) говорит, что из-за высоких налогов и других сборов люди не хотят приезжать в Германию. "Квалифицированные рабочие, в которых нуждается наша страна ... у которых хорошие навыки и хороший английский, едут туда, где остается больше денег после уплаты налогов", — объясняет она.

Принятый в 2020 году закон "О квалифицированной иммиграции" немного облегчил специалистам бюрократические процедуры, которые надо проходить для въезда и поиска работы, а работодателям — процесс найма иностранцев. В новом законе будут поправки к положениям 2020 года. Он даст больше возможностей для получения образования, профессиональной подготовки и для продолжения обучения. Иммиграционные требования в очередной раз облегчат. А еще с восьми до пяти лет будет сокращен срок проживания в Германии для получения гражданства, а живущим в стране иностранцам облегчат процедуру получения двойного гражданства.

Но то, что пришлось пережить Хайяну и его знакомым врачам (все они беженцы и высококвалифицированные специалисты), проливает свет на проблему, которую Германия не сможет решить одними только новыми законами. Страна нуждается в "технологиях, кадрах, но также в толерантности", сказал Хайль. Видимо, он был под впечатлением от канадского мультикультурализма. Немцам надо переосмыслить свои представления о себе и о Германии. Она должна стать страной, где иммиграция считается нормой и воспринимается позитивно, где на немецком говорят с иностранным акцентом, а иностранцы и новые граждане Германии во всех отношениях равны с коренными немцами. Но пройдет еще немало времени, прежде чем Германия станет Канадой.

Автор: Пол Хокенос (Paul Hockenos)

Полная версия