Запад уличили в самообмане и проецировании собственных проблем на БРИКС (UnHerd, Великобритания)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда в прошлом году блок БРИКС объявил о расширении, многие сочли это показухой и бутафорией, пишет UnHerd. Однако последние новости доказывают обратное. Российская экономика растет быстрее западных, Индия не отстает, Иран преодолевает санкции – и все это благодаря БРИКС.
Филип Пилкингтон (Philip Pilkington)
Две свежих новости похоже, подтверждают растущую мощь БРИКС+. На прошлой неделе Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал прогнозы роста ВВП всех крупнейших экономик. И, пожалуй, самым удивительным открытием стало то, что российская экономика в 2024 году будет расти быстрее любой западной — и это после того, как она опередила их всех в 2023 году!
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Газета Financial Times на этих выходных откликнулась длинной статьей об экономической устойчивости России. “Режим прочен, потому что сидит на нефтяной вышке, — рассказала газете старший научный сотрудник Института международной экономики имени Питерсона Элина Рыбакова. — Российская экономика сейчас похожа на бензоколонку, которая начала штамповать танки”. Этот комментарий — завуалированная отсылка к ставшей крылатой фразе покойного сенатора Джона Маккейна, что “Россия — это бензоколонка, которая притворяется державой”.
Но Рыбаковой не усидеть на двух стульях: либо Россия — бензоколонка, либо серьезная индустриальная экономика, способная массово производить современное вооружение (в отличие от многих западных). Напомним, что прошлым летом немецкий оружейный концерн Rheinmetall, производящий танки “Леопард” (Leopard 2), заявил, что не принимает заказы с Украины из-за узких мест в производстве.
The New YorkerСША
Украинская демократия во мракеСейчас, когда выборы на Украине отложены, а конца вооруженному конфликту не видно, Владимир Зеленский и его политические союзники становятся похожими на тех чиновников, засилье которых они когда-то обещали искоренить, пишет The New Yorker. И Киеву это не сулит ничего хорошего.
03.02.2024
Примерно одновременно с докладом МВФ, было объявлено, что экспорт иранской нефти вырос примерно на 50% до 1,29 миллиона баррелей в сутки. Таким образом иранский нефтяной экспорт вернулся на уровень десятилетней давности — до того, как администрация Трампа ввела санкции в 2019 году. Основная часть новых закупок пришлась на Китай. Причем экономика Ирана, похоже, тоже набрала обороты. МВФ оценивает экономический рост страны на уровне 5,5% в 2023 году (для сравнения: это больше не только зафиксированных в 2022 году 3,8%, но и любого показателя с 2016 года).
Иными словами, мы наблюдаем стойкий рост БРИКС+. Когда в прошлом году страны БРИКС объявили о расширении, многие сочли это показухой и бутафорией — дескать, все равно лидеры ни о чем путном не договорятся. И вот на дворе 2024 год, Россия опережает все западные экономики, а Иран благополучно переживает санкции благодаря новым торговым отношениям в рамках БРИКС+. Другие крупные члены БРИКС+, например, Индия, также быстро растут: рост составит 6,7% в 2023 году и прогнозируется сопоставимый в 6,5% в 2024 году (однако, в Бразилии, похоже, наступит стагнация).
Если же вписать в это уравнение еще и Пекин, картина окажется еще более мрачной. Западные комментаторы целый год твердили, что Китай работает на холостых оборотах и не достигнет целевых показателей роста, однако в декабре страна объявила, что перевыполнила план на 0,2%. Да, рост ниже, чем в прошлом, но Китай по-прежнему идет на четвертом месте по темпам роста ВВП среди стран из списка МВФ. У китайской экономики, безусловно, масса проблем, но нынешние перспективы отнюдь не предвещают серьезного кризиса (что бы там ни сулили прогнозы).
У многих стран БРИКС+ есть серьезные проблемы, которые предстоит решать. Самая очевидная из них — демографическая: рождаемость в большинстве стран падает. Но это глобальная проблема, от которой не застрахован никто. Китаю также предстоит предпринять более решительные шаги, чтобы увеличить потребление и ослабить опору на инвестиции как главный фактор экономического роста. Игнорирование этих проблем отдает неоправданным оптимизмом, но и предрекать неминуемый крах как минимум неразумно.
Складывается ощущение, что мы словно вернулись в брежневскую эпоху и переносим собственные экономические невзгоды на других. Но, как показывают последние события, это не может продолжаться вечно. Западным странам надо срочно сформулировать стратегический план экономического развития в изменившемся мире. Иначе им не вырваться из порочного круга самообмана.