Авария "Союза МС-10" связана с последствиями событий девяностых годов

Для выяснения причины аварии решением главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина была образована государственная комиссия, которая уже изучает телеметрию запуска.

Сегодня для российской космонавтики был неудачный день – произошла авария при запуске космического корабля «Союз МС-10», и это стало для России первой такой неполадкой пилотируемого полета за последние 35 лет.

В России прекращены все запуски в космос

На 119-й секунде полета во время отделения боковых блоков первой ступени от центрального блока второй ступени произошло аварийное отключение двигателей, после чего на 165-й минуте космический полет был прерван вследствие аварии ракетоносителя.

Система аварийного спасения экипажа отработала штатно, после чего корабль разделился на отсеки и был выпущен парашют, а экипаж в лице космонавта Алексея Овчинина и астронавта Ника Хейга совершил экстренную посадку на территории Казахстана.

В результате аварии никто не погиб, но все равно это является крайне негативным событием для отечественной космонавтики, где надежность запусков стала стратегической проблемой для всей отрасли. По этой причине, мы потеряли львиную часть своих коммерческих запусков в космос, а теперь такая проблема перекинулась и на пилотируемые полеты, что вызывает серьезные опасения.

Заместитель председателя правительства РФ по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов подтвердил, что все запуски в космос в России прекращены до тех пор, пока специальная государственная комиссия не выяснит истинные причины случившейся аварии.

В российской космонавтике существуют серьезные проблемы

Это событие бьет по престижу отечественной космонавтики, поскольку подтверждает наличие значительных проблем в отрасли с точки зрения надежности космических запусков – можно здесь вспомнить ситуацию с аварией ракеты «Союз-2.1б», которая была запущена с космодрома «Восточный», но потерпела катастрофу по той причине, что была запрограммирована под характеристики космодрома «Байконур».

Это свидетельствует о проблемах в космической отрасли, как с качеством производства и надежностью агрегатов и узлов, как с общей подготовкой космических запусков, так и с профессиональным уровнем людей, поскольку все это чистый «человеческий фактор».

Тем более, в случае с программой пилотируемых полетов «Союз», которая реализуется с 1967 года и достигла такого уровня надежности, которого никогда не было в истории мировой космонавтики, но и здесь, как мы видим, вылезли существенные проблемы.

Главный редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Маринин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к однозначному выводу, что данная ситуация показывает, что российская космонавтика до сих не может пережить эпоху развала девяностых годов.

В девяностые годы была разрушена отработанная система

«Здесь нужно дождаться официального отчета аварийной комиссии, поскольку причины этой катастрофы могут быть совершенно разными. Ведь во время развала Советского Союза у нас в девяностые годы разрушилась фактически вся отработанная система контроля качества космических и военных систем, что так и не удалось полностью восстановить», - констатирует Маринин.

Ведь главный вопрос здесь заключается в том, а что перед нами – какой-то эпизод, вызванный конкретной недоработкой или дефектом одного из компонентов ракетоносителя, или прямое свидетельство структурных проблем в отечественной космической отрасли.

«При СССР каждое предприятие само отвечало за качество своей продукции без всякого независимого приема. Точно также было и в военно-промышленном комплексе, где произошли аналогичные изменения с приемом продукции», - резюмирует Маринин.

Как замечает эксперт, в последние четыре годы прикладываются значительные усилия для восстановления данной системы, но пока конечного результата добиться не удалось, а причиной здесь является ряд объективных факторов в нашем народном хозяйстве.

В российской космической отрасли существует немало проблем

«Ведь нужны специалисты, ставки и жилье для них, а также особое внутригосударственное законодательство. Чтобы специалисты получили нужную им независимость от местных властей. Все это делается, и уже есть определенные успехи. Это начал генерал Владимир Поповкин, а после него продолжил генерал Олег Остапенко, а затем Игорь Комаров и Дмитрий Рогозин», - заключает Маринин.

Теперь эти проблемы не настолько актуальны, как при Остапенко, а что касается непосредственно сегодняшней катастрофы, то ответ здесь может дать только государственная комиссия – что это было, дефект сборки, человеческий фактор или материально-техническая база. Сейчас о причинах аварии нельзя говорить наверняка, поскольку на этот счет нет какой-либо точной информации.

«Все эти проблемы уходят в тот период, когда отечественная космическая отрасль испытывала дефицит финансирования. Это именно девяностые годы прошлого века, когда у нас шел слом буквально всего на свете», - констатирует Маринин.

По словам Игоря Адольфовича, главной проблемой является потеря качества, а затем отток специалистов, которые разбежались по всему миру, а им на смену не приходили новые кадры, поскольку российским студентам больше не был интересен космос.

«Естественно, существует и проблема с качеством производства – раз никто не контролирует, значит, и качество итоговых работ снижается. Более того, мы потеряли электронную промышленность и стали зависимыми от иностранных поставщиков, которые не всегда поставляют нам лучшие образцы, из-за чего также очень часто страдают наши космические проекты», - резюмирует Маринин.

Все это, в конечном счете, и вылилось в данную аварию.

Полная версия