О том, как Путин бережёт и спасает Россию
Многие уже забыли, что Владимир Путин был лично отобран прежним российским президентом Борисом Ельциным в качестве преемника по итогам сложной многомесячной процедуры. И что главным критерием выбора у дедушки был один: способность «беречь Россию».
С тех пор много воды утекло. А вопрос остался. Бережёт ли Владимир Путин страну, которую доверил ему предшественник?
Разумеется, многие гранды ельцинской эпохи твёрдо уверены, что нет. И что Борис Николаевич ошибся с выбором. По их мнению, в эпоху Ельцина страна вступила на путь свободной демократии, от которой сейчас почти ничего не осталось.
С другой стороны, как едко подметил проправительственный экономист Владимир Мау, «демократия нуждается в капитализме, но капитализм не нуждается в демократии». И по его мнению, авторитарная модернизация, авторитарный рывок вполне имеют право на существование как базовая модель для России. История знает много примеров стремительного экономического развития без традиционных либеральных ценностей, напоминает эксперт. Самый популярный из них – Китай, но не менее известно «экономическое чудо» в Испании при Франко.
Разумеется, все аналогии хромают, и у Владимира Путина почти наверняка есть собственное видение преимуществ нынешнего авторитаризма для российской экономики. Скорее всего, одной из его частей выступает мнение о глубоком кризисе традиционного либерального капитализма, основанного на laissez-faire и представительстве. Нынешний бурный рост правого, националистически нагруженного популизма, под влиянием которого даже многие европейские страны отходят от либеральной демократии, лишь подтверждает такой взгляд.
Впрочем, российская власть сторонится, как слишком либеральных, так и чрезмерно популистских шагов. Отчасти поэтому антикризисная политика России с 2014 по 2016 год была в чём-то успешной. Экономика не рухнула, произошло лишь сравнительно небольшое снижение ВВП. Из других плюсов – стабильная занятость, стабильные валютные резервы, инфляция под контролем, отток капитала почти прекратился, текущие операции сбалансированы. Никакого сдвига от рублевых активов к международным валютам (впервые за 30 лет) не произошло.
Последнее, правда, во многом «заслуга» самого Запада. Под влиянием западных санкций многие состоятельные россияне сейчас видят ситуацию за рубежом даже менее предсказуемой, чем дома. Поэтому они думают, что безопаснее держать свои деньги здесь. И речь не только о коррумпированных деньгах, для которых риск заморозки или конфискации всегда высок, но о нормальных, лояльных российских гражданах, которые в своё время хотели диверсифицировать свои сбережения, и с которыми западные банки теперь не желают иметь дело из-за новых нормативных требований. В итоге российские финансовые потоки постепенно потянулись домой, создавая основу для роста крупного, национально-ориентированного #капитала.
А чтобы ускорить такой рост, Кремль всячески старается повысить барьеры для международной конкуренции. Выталкивание иностранных компаний с российского рынка, причём осуществляемое руками самого Запада, это лишь часть картины. Плавная девальвация, подавляемая инфляция, постепенная консолидация #бизнесов в определённых руках – всё это элементы одного паззла, опоры одного вектора развития.
И направляет этот вектор Владимир Путин, который экзотическими и авторитарными мерами спасает набирающий силу российский капитал от западных конкурентов. Чем, по собственному убеждению, оберегает Россию от полного растворения и поглощения как Западом, так и Востоком. Оборотной стороной, правда, служит невысокая эффективность российских капиталистов.
А вам как представляется, Россию такой просвещённый авторитаризм спасает или губит?
Источник