Американский генерал рассмеялся в ответ на просьбу Киева поставить F-16 (The Washington Post, США)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Весной этого года главком ВСУ Валерий Залужный обратился к бывшему главе Генштаба США Марку Милли с просьбой передать Киеву F-16, пишет WP. Он аргументировал это тем, что в утечке засекреченных данных из Пентагона ничего не говорится о самолетах, и это может сыграть на руку Украине. Однако Милли лишь рассмеялся в ответ, отмечается в статье.
Когда весной этого года американские чиновники занимались пополнением запасов истощенных вооруженных сил Украины в преддверии их контрнаступления против российских войск, успевших укрепить свои позиции, Пентагон допустил утечку информации.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
В Интернете начали появляться копии примерно 50 чрезвычайно секретных документов, которые содержали подробную разведывательную информацию, касавшуюся таких вызовов, как военный конфликт на Украине, ядерная программа Ирана, китайские авианосцы и убийства террористов Исламского государства*.
"Мы были ошеломлены и в ярости", — сказал один американский чиновник, которому пришлось отвечать на десятки запросов от разных СМИ. Этот чиновник и другие собеседники издания, согласившиеся рассказать о той утечке, попросили на называть их имен.
В то время ни Пентагон, ни Белый дом, ни 18 агентств американского разведывательного сообщества не имели никакого представления о масштабах утечки секретных материалов. Министр обороны Ллойд Остин немедленно создал специальную оперативную группу — в рамках неотложных усилий правительства по выявлению и смягчению ущерба от утечки информации.
"Нашей первой задачей было просто разобраться в том, что именно там было и какая именно информация могла быть скомпрометирована, — сказал один высокопоставленный чиновник. — Еще до того, как следствие выявило подозреваемых, оно пыталось как можно быстрее оценить и осмыслить информацию".
Правительство сразу же попросило крупные издания сообщить, что из попавшего в сеть они планируют опубликовать, и оно изо всех сил старалось отследить распространение конкретных разведывательных документов, которые утекли в интернет из их секретных систем. Между тем правоохранительные органы пытались выяснить, кто несет ответственность за утечку.
Наиболее сильную тревогу вызывало то, что некоторые слитые материалы могли косвенно или прямо указывать на широкий спектр средств, с помощью которых американские спецслужбы получают информацию, включая спутниковое наблюдение, прослушку и агентурные источники. Беспокойство вызывало и то, что утечки могли раскрывать информацию, которой с Соединенными Штатами делились страны-партнеры, что потенциально ставило под угрозу отношения в сфере обмена разведданными.
"Они находились где-то в сети. Где именно и кто имел доступ к ним в тот момент, мы не знаем. Мы просто не знаем", — признал Остин на пресс-конференции в начале апреля.
С тех пор прошло восемь месяцев, и масштабы последствий утечки становятся все яснее, о чем свидетельствуют материалы интервью с американскими официальными лицами и анализ сотен документов. К настоящему моменту все очевидно: сверхсекретные оценки разведки, обнародованные в результате утечки, уже тогда указывали на то, что Украина не сможет добиться существенных успехов в своем контрнаступлении, на которое было потрачено много миллиардов долларов и которое унесло десятки тысяч жизней. Тот мрачный прогноз разведки резко контрастировал с оптимистичными заявлениями Вашингтона о предстоявшем контрнаступлении, и он нанес заметный ущерб отношениям Украины с ее главным покровителем — американским правительством.
Влияние утечки было особенно заметным в Киеве, где последствия публикации секретной информации проявились незамедлительно и продемонстрировали всю серьезность ситуации, когда национальные тайны попадают на игровую платформу, где часто зависают подростки.
Среди выложенных в сеть материалов были никогда прежде не публиковавшиеся оценки потерь в рядах украинских сил, информация о проблемах Украины с ремонтом и обслуживанием поврежденной бронетехники и о нехватке снарядов для систем ПВО, которая делала украинские города уязвимыми для ударов российских крылатых ракет и беспилотников. В других документах говорилось, что Украина сталкивается с серьезными трудностями в попытках укомплектовать свои силы личным составом, артиллерийскими орудиями и техникой и что это, скорее всего, приведет лишь к "скромным территориальным завоеваниям", которые будут очень далеки от заявленных целей Киева.
Чиновники связались с партнерами и союзниками в надежде развеять опасения.
Остин поговорил со своим украинским коллегой Алексеем Резниковым после того, как секретные оценки начали всплывать в сети. Тогдашний председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли позвонил главнокомандующему ВСУ Валерию Залужному, чтобы принести извинения.
По словам одного высокопоставленного украинского чиновника, Залужный заверил его, что утечка будет полезна Украине. "Как же так?" — удивился Милли. "Там ничего не сказано о том, что у нас есть истребители F-16, поэтому пришлите нам их как можно скорее", — ответил Залужный.
По словам источника, Милли рассмеялся. Киев несколько месяцев безуспешно добивался, чтобы администрация Байдена разрешила европейским странам передать Украине эти истребители американского производства. Вполне вероятно, утечка информации, демонстрировавшая тяжелое положение вооруженных сил Украины, осыпаемых российскими ракетами и артиллерийским огнем, могла бы помочь.
Но украинский президент не был склонен видеть в утечке чрезвычайно секретной информации повод для смеха. "Все, что так или иначе заранее информирует нашего врага, определенно является для нас минусом, — возмутился президент Владимир Зеленский после публикации документов. — Я не вижу здесь никаких преимуществ".
В мае он сказал в интервью Washington Post, что конечный результат утечек — это лучше информированная Россия и менее уважаемые Соединенные Штаты. "Это не пошло на пользу репутации Белого дома, и я считаю, что это не пошло на пользу репутации Соединенных Штатов", — заявил Зеленский.
Опровержение публичных заявлений Вашингтона
В начале 2023 года общественный настрой в Вашингтоне касательно конфликта на Украине был в целом оптимистичным. Американские военные и союзники по НАТО обучали тысячи украинских солдат в Германии и соревновались друг с другом в отправке Киеву новых танков, другой бронетехники и вооружений на десятки миллиардов долларов.
"Дух украинцев по-прежнему непоколебим. Во всяком случае он сильнее, чем когда-либо прежде", — заявил в феврале госсекретарь Энтони Блинкен.
Многие диванные генералы предсказывали Киеву крупные военные успехи в предстоящем году.
"Украина освободит Крым к концу августа, — заявил в январе генерал-лейтенант в отставке Бен Ходжес (Ben Hodges), бывший командующий армией США в Европе. — Будущее не сулит Кремлю ничего хорошего".
Но утечка секретных документов американской разведки, за которой предположительно стоял военнослужащий разведывательного подразделения ВВС Национальной гвардии штата Массачусетс Джек Тейшейра, перечеркнула эти радужные оценки и продемонстрировала, что на самом деле Соединенные Штаты испытывают серьезное беспокойство по поводу перспектив Украины.
Эти документы предупреждали о "катастрофической ситуации", в которой должны были оказаться украинские войска в борьбе за город Артемовск на востоке страны. В другой сводке, подготовленной Объединенным штабом Министерства обороны, отмечалось, что "Украина полностью лишится способности обеспечивать противовоздушную оборону средней дальности с целью защиты [линий фронта] к 23 мая. По некоторым оценкам, украинцы выдержат еще 2–3 волны ударов" российских ракет и беспилотников.
В других прогнозных документах отмечалось, что "изнурительная кампания русских по истощению украинских сил в Донбассе, вероятнее всего, заходит в тупик" и что результатом этого станет "затяжная война, которая продолжится и после 2023 года".
"Утечки показали, что публичные заявления американского правительства касательно украинского конфликта — это в лучшем случае лишь половина истории", — сказал Майкл Кофман (Michael Kofman), аналитик Фонда Карнеги за международный мир**.
Тревожные оценки, подробно описанные в выложенных в сеть секретных документах, усилили давление на администрацию со стороны Конгресса США, где немногочисленная, но все же растущая группа республиканцев в Палате представителей все чаще задавала вопрос: приносят ли десятки миллиардов долларов, которые Соединенные Штаты выделили Украине, хотя бы какую-то пользу или же они попросту утекают сквозь пальцы в бессмысленной войне на истощение? Теперь эта группа республиканцев превратилась в достаточно влиятельный блок, который сумел сорвать голосование по запросу президента Байдена о выделении очередного пакета на сумму 106 миллиардов долларов, включавшего помощь Украине. "Украинская афера раскрыта", — написала недавно в соцсетях член Палаты представителей Марджори Тейлор Грин (Marjorie Taylor Greene), указав на неспособность ВСУ добиваться значимых успехов на поле боя.
Утечки в Discord не разоблачили умышленный обман со стороны американского правительства, стремившегося скрыть плохие новости, а скорее четко продемонстрировали резкое расхождение во мнениях между аналитиками американской разведки, составившими те документы, и множеством высокопоставленных чиновников Белого дома, Пентагона и Госдепартамента, которые чрезмерно оптимистично оценивали шансы Украины на успех.
"Утечки в Discord выявили институциональный разрыв между политиками, которые часто бывают чрезмерно оптимистичны, и аналитиками, которые иногда настроены слишком пессимистично", — сказал Джереми Шапиро (Jeremy Shapiro), аналитик по делам Европы в Европейском совете по международным отношениям.
Однако в конечном счете аналитики разведки оказались правы: несмотря на новое вооружение, массу военной техники и месяцы обучения украинских солдат, на которые были потрачены десятки миллиардов долларов, Киев не сумел вернуть себе сколько-нибудь значимые участки потерянных территорий и перерезать российский сухопутный коридор, ведущий в Крым, что было главной целью контрнаступления ВСУ.
Отсрочка контрнаступления
В отличие от прежних утечек документов служб национальной безопасности приписываемый Тейшейре слив секретных материалов оказался уникальным в том смысле, что он позволил общественности ознакомиться с чрезвычайно секретными разведданными спустя всего несколько недель после того, как эта информация была передана представителям высшего военного командования.
Утечки, за которыми стояли военный аналитик Дэниел Эллсберг (Daniel Ellsberg) в 1971 году, аналитик разведки ВС США Челси Мэннинг (Chelsea Manning) в 2010 году и Эдвард Сноуден в 2013 году, оказались ошеломляющими по глубине содержавшейся в них информации касательно войн во Вьетнаме и Ираке, и они наглядно продемонстрировали длину щупалец американского полицейского государства. В рамках тех утечек были обнародованы тысячи документов, раскрывших масштабы правительственного обмана и секретности. Однако на момент публикаций большинству тех секретных документов уже было много лет.
Хотя число документов, выложенных на платформе Discord, оказалось не слишком большим, в них содержались оценки военных аналитиков, подготовленные для генерала Милли, которым было всего месяц или два и которые имели большую оперативную ценность.
Американские чиновники пытались заверить украинцев, что польза, которую Россия сумеет извлечь из публикации той информации, будет незначительной. "Была проделана огромная работа с украинской стороной, чтобы убедить их, что [утечка документов] не повлияет на ход контрнаступления", — сказал один американский чиновник.
По словам бывшего высокопоставленного чиновника Министерства обороны, в ряде случаев Соединенные Штаты приняли меры для устранения уязвимостей, которые были раскрыты в результате утечки. К примеру, после появления информации о пробелах в системе противовоздушной обороны Украины Соединенные Штаты провели работу с странами-союзницами, убедив их передать Киеву дополнительные противоракетные средства.
"К тому моменту, как эта информация появилась в сети, мы уже на 110% постарались решить эту проблему", — отметил один бывший чиновник.
Несмотря на все заверения американской стороны, утечки все же сыграли свою роль в переносе даты начала контрнаступления, которое украинским властям ранее уже приходилось откладывать из-за того, что Киев ждал новых поставок западного оружия, как сказала Ольга Стефанишина, вице-премьер Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции.
По ее словам, украинским чиновникам потребовалось "некоторое время, чтобы оценить ситуацию" из-за "массовой утечки данных". "Вы не можете идти на такой огромный риск [и начинать контратаку], пока все не оцените и не сделаете все необходимые выводы".
Утечка документов также заставила украинцев усомниться в способности Вашингтона хранить важные секреты, и высокопоставленные советники Зеленского озвучили эти свои опасения в сентябре, накануне его поездки в Вашингтон, где он должен был обсудить военные планы с Байденом.
"Не делитесь с Байденом ничем, чего вы не хотели бы увидеть на первой полосе газеты Washington Post", — предупредил Зеленского один его советник во время встречи перед поездкой.
По словам бывшего высокопоставленного чиновника Пентагона, хотя та утечка и вызвала заметную напряженность, она все же не привела к разрыву отношений в области обмена разведданными. Он подчеркнул, что Москва знала практически все о положении украинских вооруженных сил и правительства задолго до утечки, за которой предположительно стоял Тейшейра.
Однако для широкой общественности многое в тех документах стало большой неожиданностью. Утечка представила Зеленского в новом свете, продемонстрировав его очевидное стремление оккупировать приграничные российские населенные пункты и заполучить ракеты большой дальности, чтобы наносить удары в глубине российских территорий, — украинская сторона это решительно отрицала, потому что это сильно рассердило бы Вашингтон.
Столкнувшись с мрачными прогнозами, содержавшимися в выложенных в Discord документах, многие внутри и за пределами американского правительства либо попросту отмахнулись от оценок разведки, сочтя их неправильными, либо заявили, что эти оценки устарели.
"То, какой Украина была месяц назад, два месяца назад или три месяца назад, сильно отличается от того, какая она сейчас в смысле способности, к примеру, провести контрнаступление и разобраться с продолжающейся агрессией России", — сказал Блинкен в мае, подчеркнув, что Украина добьется значительных территориальных успехов и "осязаемого прогресса".
Даже в конце августа на фоне растущего числа признаков того, что украинские войска не сумеют прорвать российские линии обороны, влиятельные военные аналитики в Вашингтоне продолжали настаивать, что ВСУ все еще могут достичь значительных успехов.
"Наступление Украины вовсе не окончено. На самом деле оно сейчас находится на ранней стадии", — написали тогда отставной генерал армии США Дэвид Петреус (David H. Petraeus) и Фредерик Каган (Frederick Kagan), старший научный сотрудник Американского института предпринимательства.
В конечном счете потребовалось публичное признание главнокомандующего ВСУ, что военный конфликт зашел в тупик, чтобы многие сторонники Украины в Вашингтоне наконец согласились с тем, что слитые в сеть секретные документы действительно оказались пророческими.
"Скорее всего, глубокого и красивого прорыва не будет, — заявил Залужный в интервью журналу Economist в ноябре. — Как и в Первую мировую войну, мы достигли такого уровня развития технологий, который ставит нас в тупик".
В данный момент украинские силы по-прежнему остаются в десятках километрах от города Мелитополь — ключевого железнодорожного и транзитного узла, — и вряд ли они сумеют добраться даже до Токмака, который им необходимо взять, чтобы в конечном счете перерезать сухопутный коридор, ведущий в Крым.
Почему оценки разведки были проигнорированы
По словам американских чиновников, было несколько причин, по которым высокопоставленные представители правительства США усомнились в обоснованности оценок аналитиков разведки.
Многие сочли, что мрачные прогнозы аналитиков — это следствие их склонности концентрироваться на том, что они могут посчитать или увидеть сверху — то есть на численности войск, расположении позиций и количестве оружия, — и нежелания принимать во внимание такие важные нематериальные факторы, как воля к победе и "ассиметричная находчивость".
Военные стратеги Европейского командования США придерживались мнения, что аналитики разведки значительно недооценивали мощь украинских вооруженных сил в начале конфликта и продолжали переоценивать эффективность действий российских военных на поле боя. "Вначале они были совершенно неправы", — сказал один высокопоставленный представитель администрации, имея в виду прогноз американского разведывательного сообщества о том, что Киев очень быстро падет.
Однако то огромное расстояние, с которого американское разведывательное сообщество вело наблюдение за ходом конфликта, в конечном счете позволило ему гораздо более точно спрогнозировать те проблемы, с которыми должны были столкнуться ВСУ на поле боя в ходе своего контрнаступления. Между тем, по словам источников, "места первом ряду", которые были предоставлены американским военным планировщикам, и их тесные товарищеские отношения с коллегами из Киева привели к их излишней вовлеченности в процесс, что, в свою очередь, вылилось в более оптимистичные прогнозы.
"Это было естественно: на миссию, которую вам поручено помочь спланировать, вы в любом случае будете смотреть с оптимизмом", — сказал один источник в Пентагоне.
Важно отметить, что американские чиновники были глубоко убеждены, что обнародование пессимистичных прогнозов касательно результатов боевых операций нанесет ущерб их усилиям по мобилизации поддержки для Украины как в Конгрессе США, так и на международном уровне.
"Это основа взаимоотношений внутри коалиции, — пояснил Шапиро. — Никто никогда не придет на встречу НАТО, чтобы сказать: “Мы определенно проиграем эту войну, но мы надеемся, что вы, ребята, к нам присоединитесь”".
В понедельник представители ВВС США объявили о дисциплинарных мерах в отношении 15 военнослужащих после того, как расследование генерального инспектора показало, что офицеры подразделения Тейшейры "не предприняли надлежащих действий, узнав о том, что он собирает разведывательные данные".
В отчете генерального инспектора говорится, что однажды Тейшейру застали в тот момент, когда он просматривал секретные разведданные и что-то записывал на стикере. Его уличили в этом и приказали уничтожить записи, однако "никто не проверил, что именно было написано на стикере и был ли он уничтожен".
Упомянутые выше дисциплинарные меры включали увольнение командира Тейшейры полковника Шона Райли (Sean Riley), окончательное отстранение нескольких офицеров от занимаемых ими должностей, а также перевод разведывательного подразделения на новую миссию.
Авторы статьи: Джон Хадсон (John Hudson), Мисси Райан (Missy Ryan)
* Террористическая организация, запрещенная в РФ.
** Организация, выполняющая функции иностранного агента