Кто всё же изобрёл радио: Маркони или Попов?
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На Западе неоспоримым изобретателем радио считается Гульельмо Маркони. Фирма, которую он основал под своим именем в Англии, внесла большой вклад в коммерциализацию этого изобретения. Советский Союз видел историю с изобретением радио по-другому. В его глазах заслуга в этом принадлежит русскому - Александру Степановичу Попову.
Амброс Шпайзер (Ambros Speiser)
Беспроволочная передача на исходе 19-го столетия первых телеграфных сигналов стала началом процесса, в результате которого, спустя 20 лет, появились радио и радиостанции. Если обращаться к подоплеке того, в результате чего было сделано это изобретение эпохального значения, вряд ли вызовет удивление, что право называться его автором отдается двум ученым — итальянцу Гульельмо Маркони (Guglielmo Marconi) и Алексндру Степановичу Попову. В конце 19 столетия существовало убеждение, что физика — это наука, о которой уже все известно, что в ней нет смысла искать чего-то принципиально нового. Поэтому одаренных выпускников школы отговаривали заниматься изучением физики. Поскольку тогда еще ничто не предвещало переворота, который должны были принести с собой с началом нового столетия квантовая теория и теория относительности, исследователи сосредоточили свои усилия на дальнейшем развитии фундаментальной физики на уже существующей базе.
Генрих Герц как первопроходец
Это было время, когда ученых обуревал энтузиазм, вызванный разработанной в 1864 году Джеймсом Максвеллом (James Maxwell) теорией электродинамики. Максвелл теоретически доказал, что в пространстве должны существовать волны, которые распространяются со скоростью света, и он предсказал многие из их свойств. Теория Максвелла стала вскоре одной из основ физики. Профессор из Карлсруэ Генрих Герц (Heinrich Hertz) придумал аппаратуру, чтобы посылать и принимать такие волны, чем подтвердил правильность предсказаний Максвелла относительно их свойств.
Понятно, что физики, работавшие в наиболее известных университетах мира, с большим интересом отнеслись к результатам, которые Герц опубликовал в 1886 году, и его опыты были важной темой разговоров среди коллег. Само собой разумеющимся является также то, что коллеги-специалисты физических институтов повторяли опыты Герца, после чего улучшали аппаратуру. И появление идеи, что получаемые таким образом волны можно использовать в качестве носителя сообщений, было неизбежным. Большое экономическое значение, которое уже получили как телеграф, так и телефон, заставляли приходить к выводу, который лежал почти на поверхности, что беспроволочная передача сообщений могла бы иметь большую выгоду. Открытие, если можно так говорить, витало в воздухе.
Сын деревенского священника Александр Степанович Попов (1859-1906) первоначально собирался стать священником. Но вскоре у него появились другие интересы, он поступил в Санкт-Петербургский университет, который и закончил с отличием по отделению математики. После этого он собирался сделать академическую карьеру. Одна вскоре у него проснулся интерес к электротехнике, в области которой появлялись все новые открытия. В этой связи он побывал в Морском училище в Кронштадте (находится в окрестностях Санкт-Петербурга), в котором он стал инструктором по уходу за электрооборудованием военных кораблей.
В библиотеке училища он нашел работы Генриха Герца, которые его сильно заинтересовали. Он повторил эксперименты Герца и вскоре попытался передавать полученные таким образом волны на длинные расстояния. В 1986 году он продемонстрировал свои опыты перед Физическим обществом Санкт-Петербурга, передав сигналы с помощью азбуки Морзе внутри здания университета. Однако он не стал продолжать изыскания в этом направлении, а обратился к исследованиям недавно открытых в Германии рентгеновских лучей. Однако в сентябре 1896 года он узнал из газет, что Маркони получил патент. В связи с этим он был вынужден вновь вернуться к волнам Герца. В сотрудничестве с российскими военно-морскими силами ему удалось передать сигнал на 10 километров, а через год — на 50 километров.
Запоздавшее признание открытия Попова
Попов получил за свою работу первооткрывателя на удивление скромное признание. Только спустя полвека, когда Советский Союз возымел, благодаря победе над гитлеровской Германией, повышенное чувство собственного достоинства, стали подчеркивать тот факт, что настоящим изобретателем радио является Александр Попов. Что основные исследования он проводил в Санкт-Петербурге. 7 мая 1945 года в Большом театре в Москве состоялось торжество по случаю 50-й годовщины со дня изобретения радио. На нем присутствовали самые высокопоставленные руководители партии и армии, а также дочь Попова. Была выпущена специальная почтовая марка с его портретом и надписью: "Попов, изобретатель радио". Было принято решение в будущем отмечать 7 мая как "День радио". Но об этом решении вскоре снова забыли.
Почти в то же время над такой же проблемой работал в Италии Гульельмо Маркони (1874-1937). Он изучал физику в Технической школе в Ливорно, где он и узнал о результатах, полученных Генрихом Герцем. В 1984 году он повторил в лаборатории опыты Герца. Вскоре он понял возможность передачи сообщений, и в том же году ему удалось передать сообщение на расстояние двух километров. Поскольку в Италии к его исследованиям проявляли интереса немного и, прежде всего военные, он уехал в 1986 году в Лондон, где и продолжил свою работу. Уже в том же году ему удалось передать сообщение на расстояние 10 километров. Он получил на свои различные изобретения патент и основал компанию "Marconi Wireless and Telegraph Company".
Маркони делает возможное из невозможного
В декабре 1901 года, то есть 100 лет назад, он приступил к своему главному эксперименту, и ему удалось передать сигнал через Атлантику. При этом в Корнвилле, в самой западной точке Англии, находился передатчик, а на Ньюфаундленде — приемная станция. Результат эксперимента был воспринят во всех индустриальных государствах как сенсация высшей пробы. Ученые, прежде всего Пуанкаре (Poincare), лорд французской физики, в частности, убедительно доказали, что волны могут огибать земной шар лишь только под внешним воздействием, а потому их дальность распространения не может превышать нескольких сотен километров. То, что Земля опоясана ионосферой, которая может отражать волны, этого тогда еще не знали.
Русскому Попову, в отличие от Маркони, не удалось продолжить свои разработки. Поскольку изобретение Попова не получило коммерческого применения, оно оказалось совершенно в иной экономической плоскости. На переломе веков в Западной Европе чрезвычайно динамично развивалась промышленность. Новые масштабы приобретало снабжение электрической энергией, расширялась сеть железных дорог, инициативные предприниматели повсюду охотились за изобретениями, способными приносить деньги, в избытке был капитал для вложения в рискованные проекты. Поскольку в России всего этого не было, Попов вскоре обратился к другим вещам.
Другой вопрос заключается в том, почему на радио обратили внимание и оценили его с коммерческой точки зрения в Европе, а не в США. Найти ответ непросто. Всегда трудно определить, почему не было сделано то или это. Одной из причин могло быть то, что техническое обновление в США происходило под исключительным влиянием идейного богатства Томаса Эдисона (Thomas Edison). Он занимал особое положение среди изобретателей своего времени. Он подарил миру важных изобретений больше чем кто-либо другой. Разумеется, Эдисон знал о работах Генриха Герца. Однако создается впечатление, что Эдисон не считал для себя приоритетными те области физики, которые позже стали фундаментом электроники. Кто же все-таки является истинным изобретателем радио? Источники указывают на то, что Попов продемонстрировал беспроводную передачу понятных для восприятия сигналов в марте 1986 года и что то же самое сделал за несколько месяцев до того Маркони, правда, в отсутствии публики и специалистов. Какой вывод можно из этого сделать? В принципе не умаляет значения творческого достижения изобретателя тот факт, что некто другой, не зная об этом, в то же время в другом месте изобрел то же самое. Поэтому достижение Попова заслуживает абсолютного признания. Вопрос о приоритетности с точки зрения получения патента на изобретение не стоит, поскольку Попов не подавал никаких заявок на его получение. Впрочем, для последующих поколений решающим является то, кто воплотил идею в практику, а эта заслуга, без сомнения, принадлежит Гульельмо Маркони, который позже был отмечен Нобелевской премией.