На Западе признали: потолок цен на нефть стал неосуществимой мерой
Россия обходит западные ограничения, а объемы продаваемой ею нефти продолжают расти, пишет WSJ. Москва получает "непредвиденные [вероятно, для Запада] доходы в... | 06.11.2023, ИноСМИ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Москва получает "непредвиденные [вероятно, для Запада] доходы в военный бюджет". Ценовой потолок исчерпал свой ресурс.
Потолок цен на российскую нефть, введенный Западом с целью ограничить расходы Москвы на ее военную кампанию, все больше утрачивает свою эффективность.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Очередным свидетельством стало то, что, согласно данным, опубликованным в пятницу, налоговые поступления в российский бюджет от продажи нефти и газа в октябре увеличились более чем вдвое по сравнению с сентябрем и выросли более чем на четверть по сравнению с тем же месяцем прошлого года. То есть ситуация резко изменилась по сравнению с началом года, когда доходы от продажи энергоносителей упали.
Ограничение цены на нефть из России, введенное в декабре прошлого года, должно было помочь достичь сразу двух целей: гарантировать сохранение потока российской нефти на мировые рынки, что позволило бы удерживать цены на бензин на достаточно низком уровне, и при этом сократить доходы Москвы от каждого проданного барреля нефти.
Поначалу эти санкции работали по большей части так, как ожидалось. Но потом Москва нашла способы обходить их: она стала перевозить нефть на стареющих танкерах, на которые санкции имеют лишь ограниченное воздействие. Скидка, с которой Россия продает свою нефть по отношению с мировым ценам, уменьшилась, и это способствовало увеличению ее военного бюджета.
Американские чиновники изо всех сил пытаются каким-то образом подкрепить свое экспериментальное вмешательство в ситуацию на мировых рынках нефти. По словам осведомленных источников, в октябре Министерство финансов США впервые наложило штрафы на два танкера за нарушение действующих санкций, и Вашингтон разрабатывает дополнительные механизмы, которые могли бы гарантировать соблюдение правил трейдерами.
Источники также сообщили, что, поскольку большая часть торговли российской нефтью сейчас происходит за пределами их юрисдикции, Соединенные Штаты и их союзники также обсуждают способы, с помощью которых они могли бы удорожить процесс наращивания и эксплуатации флотилии кораблей, необходимых России для обхода санкций. Министерство юстиций предпринимает масштабные усилия по пресечению нарушений санкций, введенных против энергоносителей из России.
По мнению некоторых аналитиков, размеры флота танкеров, находящегося в распоряжении России, гарантирует, что бо́льшая часть ее экспорта не подпадает под ограничения.
"Ценовой потолок работал так, как было задумано, но теперь эта мера устарела", — сказала Наташа Канева, руководитель отдела стратегии сырьевых товаров в JPMorgan Chase.
Приток нефтяных доходов способствует сокращению бюджетного дефицита России. Уже сейчас экономисты полагают, что, вполне возможно, правительство страны сумеет достичь целевого показателя дефицита в 2% от ВВП. Весной некоторые экономисты ожидали, что в этом году дефицит составит 5-6% от ВВП.
Сокращение дефицита частично снижает нагрузку на финансы правительства, поскольку уменьшается потребность в расходовании сбережений и в выпуске дорогих облигаций. По мере роста экспорта торговая позиция России улучшается, что помогает смягчать понижательное давление на рубль, который за последние несколько недель стабилизировался по отношению к доллару.
В своем новом докладе Всемирный банк отметил, что рост цен на российскую нефть свидетельствует о том, что ценовой потолок становится все более неосуществимой мерой.
По словам экономистов и экспертов из Всемирного банка, приток средств от продажи нефти помогает Москве финансировать ее военную кампанию на Украине и поддерживать ее пострадавшую от санкций экономику. В следующем году российское правительство планирует увеличить военные расходы почти на 70% — до постсоветского рекорда, который превышает 100 миллиардов долларов.
"Похоже, непредвиденные доходы от продажи энергоносителей позволят российскому правительству активизировать его военные усилия без дополнительной финансовой нагрузки", — сказал Лайам Пич (Liam Peach), старший экономист по развивающимся рынкам в Capital Economics.
Российские чиновники уже "совершают круг почета". "Надеюсь, что сейчас уже все убедились, что этот инструмент [потолок цен], который [страны "Большой семерки"] придумали, неэффективен, и от него страдают в основном только конечные потребители", — сказал в октябре вице-премьер Александр Новак на встрече дискуссионного клуба "Валдай".
Несмотря на то, что доходы России растут, чиновники Министерства финансов США продолжают утверждать, что введение ценового потолка лишило Москву части ресурсов на реализацию ее военной кампании, поскольку России пришлось создавать собственную транспортную инфраструктуру за пределами зоны действия западных санкций.
"Необходимость покупать танкеры значительно осложняет для Кремля процесс закупки танков", — сказал Эрик ван Нострэнд (Eric Van Nostrand), исполняющий обязанности помощника министра финансов США по экономической политике, на недавнем мероприятии, организованном Брукингским институтом. По его словам, более активные меры по обеспечению соблюдения санкций заставят Москву либо продавать больше нефти в рамках действующих ценовых ограничений, либо тратить больше денег на логистическую систему, необходимую для обхода санкций.
Соединенные Штаты составили для управляющих портами список рекомендаций, которые позволят повысить издержки России. К примеру, суда должны будут предоставлять свидетельства наличия у них соответствующей страховки, необходимой для прохода по водам той или иной страны. Однако пока неясно, станут ли иностранные чиновники следовать советам Соединенных Штатов.
Суть ценового потолка в том, что он позволяет западным компаниям перевозить, торговать и страховать российскую нефть, только если она торгуется по цене не выше 60 долларов за баррель. В противном случае им грозят штрафы со стороны Соединенных Штатов и их союзников.
JB PressЯпония
Будут ли дальше падать цены на нефть? Если война коснется Саудовской Аравии, цена за баррель достигнет 150 долларовЕсли хуситы нападут на Саудовскую Аравию, это будет "наихудший сценарий", по мнению экономиста Кадзухико Фудзи, сообщает JB Press. При таком раскладе цена за баррель нефти перевалит за 150 долларов. Всемирный банк называет это "масштабными потрясениями".
05.2023
Но на введение ценового потолка российские нефтяные компании и их торговые партнеры ответили созданием собственной судоходной сети. Согласно результатам исследования Киевской школы экономики, теневой флот России уже составляет 180 танкеров. Между тем крупнейшие покупатели нефти — Китай, Индия и Турция — просто игнорируют введенный Западом потолок цен.
По данным S&P Global, в настоящее время более половины российского экспорта сырой нефти перевозится со страховкой, выданной в странах, не входящих в "Большую семерку". Для сравнения в январе доля такого экспорта составляла всего 35%.
По оценкам Argus Media, нефть российской марки Urals последнее время торгуется на уровне 74 долларов за баррель. Это по-прежнему ниже цены за нефть марки Brent, которая продается по 88 долларов за баррель, но за последние несколько месяцев разрыв между ними значительно сократился.
По словам аналитиков из Центра стратегических и международных исследований, трейдеры обходят ценовые ограничения на нефть, искусственно завышая стоимость морских перевозок. По словам экспертов, документам, которые должны подтверждать, что торговая сделка была проведена с соблюдением ценовых ограничений, можно с легкостью придать нужный вид.
"Эффективность ценового потолка снизилась, но это не значит, что ситуацию нельзя исправить", — сказала Мария Шагина, научный сотрудник Международного института стратегических исследований.
По ее словам, западным чиновникам следует усовершенствовать механизмы контроля над выполнением санкций, в том числе ввести строгие меры наказания за нарушение ценового ограничения, ужесточить требования к документам, чтобы предотвратить факты мошенничества, а также расследовать факты завышения стоимости на перевозку и страхование.
Автор статьи: Георгий Канчев (Georgi Kantchev), Джо Уоллес (Joe Wallace), Эндрю Дюрен (Andrew Duehren)