"Светофорная" коалиция трещит по швам — Германия включает правый поворот

Источник:

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Читать inosmi.ru в

Сохранявшийся многие годы сдвиг Германии влево может обернуться вспять, пишет АС. На волне проблем, связанных с массовой миграцией и рецессией в экономике, все большую популярность набирает правая партия "Альтернатива для Германии". И если ей удастся пробить возведенную вокруг нее стену, это будет иметь далеко идущие последствия не только для страны, но и для всей Европы.

Дитер Штайн

Политические качели Германии решительно качнулись вправо, вызвав тревогу и замешательство в либеральном истеблишменте. Недавние выборы в федеральных землях Гессен и Бавария ознаменовались мощным продвижением правой партии "Альтернатива для Германии" (АдГ). Теперь АдГ будет самой сильной оппозиционной партией в этих региональных парламентах. Выборы также подтвердили катастрофическое падение поддержки леволиберального правительства избирателями. Все три партии так называемой "светофорной" коалиции — Социал-демократическая партия канцлера Олафа Шольца (Olaf Scholz), "Зеленые" и Свободная демократическая партия — потерпели болезненное поражение. Не прошло и двух лет пребывания Шольца у власти, а 80% немцев уже глубоко разочарованы работой его правительства.

Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram

Приход к власти АдГ способен коренным образом изменить политическую ситуацию в Германии и даже, наряду с другими событиями, повлиять на отношения с Америкой. Опрос, проведенный в середине октября для государственной телерадиокомпании ARD, показал, что АдГ занимает второе место в стране и набирает 23% голосов. За один год поддержка АдГ выросла более чем в два раза. Электоральной опорой партии являются восточные штаты страны, однако АдГ добивается значительных успехов и на западе. Соруководитель партии Алиса Вайдель (Alice Weidel) назвала ее "всегерманской народной партией".

Основной причиной такого роста популярности является резкое увеличение нелегальной иммиграции. Многим это напоминает миграционный кризис 2015-2016 годов, когда канцлер Ангела Меркель приняла роковое решение оставить границы открытыми для неконтролируемого потока более чем миллиона мигрантов, в основном молодых людей из стран Ближнего Востока и Африки. С тех пор в стране увеличилось число преступлений с применением насильственных действий, а интеграция потерпела неудачу. Большинство мигрантов живут на социальные пособия.

Теперь история, похоже, повторяется. В этом году в страну прибыло около полумиллиона просителей убежища, и их число постоянно растет. Многие местные власти находятся на пределе своих возможностей, сталкиваясь с проблемами размещения и обеспечения этих людей. Недавние события, когда мусульманские демонстранты на митингах в поддержку Палестины выкрикивали антисемитские и прохамасовские лозунги, усилили скептицизм в отношении богатства мультикультурного общества. Население некоторых районов немецких городов раскололось на чуждые друг другу, живущие параллельно и даже враждующие социальные группы. Напряженность нарастает, и призыв АдГ остановить приток населения находит отклик у все большего числа избирателей.

Кроме того, экономика Германии находится в плачевном состоянии. Страна, некогда называвшаяся индустриальной державой Европы, переживает рецессию. Германию снова стали называть "больным человеком Европы". Темпы роста ее ВВП в этом году находятся на самом низком уровне среди всех стран G7. Добавьте к этому рекордно высокую инфляцию и цены на энергоносители после начала конфликта на Украине, что в совокупности привело к снижению реальной заработной платы. Все это способствует росту поддержки АдГ. Примечательно, что правые популисты, как их часто называют в Германии, опережают правящих социал-демократов (СДПГ) на пять процентных пунктов в опросе проводимом ARD — DeutschlandTrend. Более того, правые оппоненты отстают от главной оппозиционной силы — Христианско-демократического союза Германии (ХДС) — всего на шесть пунктов.

Такой рост АдГ поражает воображение, если учесть, что либеральный истеблишмент и корпоративные СМИ создавали партии множество препятствий. АдГ очерняют как "правых экстремистов", и даже поступали обвинения со стороны скандально известного Управления по защите конституции. Этому местному шпионскому ведомству разрешено преследовать оппозиционную партию, что противоречит правилам западной демократии. Обвинения в экстремизме в основном связаны с региональным лидером партии АдГ в Тюрингии Бьёрном Хёке (Björn Höcke) и его союзниками в других отделениях партии. Однако правящая правительственная коалиция настолько непопулярна, что недовольные избиратели готовы проигнорировать предупреждения и воспользоваться возможностью решительно выразить свое неодобрение.

Как и в США в последние годы, новая волна популистов вытесняет традиционную левую и центристскую политику истеблишмента. Во многих европейских странах набирают силу правые и национально-консервативные партии. Их рост подпитывается борьбой с неконтролируемой иммиграцией и преступностью. В Италии, Швеции и Финляндии правые радикалы вошли в состав консервативных правительств или поддерживают их. В Австрии наиболее сильной по опросам является Партия свободы, лидер которой может стать следующим канцлером, возглавив страну. Марин Ле Пен во Франции сейчас является одним из самых популярных политиков и рассматривается как фаворит на следующих президентских выборах. Правые стали "нормой" — к большому сожалению либеральных элит.

В этом контексте появление правой партии в Германии можно рассматривать как типичное явление. Тем не менее истеблишмент борется с этой "новой нормой", как это назвали в недавней статье в журнале Foreign Affairs, написанной либеральными публицистами Лианой Фикс (Liana Fix, специалист по Европе Совета по международным отношениям) и Констанцей Штельценмюллер (Constanze Stelzenmüller, кафедра германо-американских отношений Брукингского института).

Почему элиты так расстроены? На протяжении многих десятилетий Германия выделялась в Европе тем, что в ней не было правой партии. Термин "правый" (rechts) стал ругательным словом и часто используется в значении "правый экстремист" (rechtsextrem) и даже как синоним нацизма. Все, что было правильным, стало неправильным и попало под запрет. Шаг за шагом в годы правления Меркель ХДС отказывался от правого крыла своей партии. "Центральная политическая позиция" неуклонно смещалась влево.

Стратегическое решение канцлера Меркель сдвинуть ХДС влево и проводить политику открытых границ и "зеленого" либерализма впоследствии дало обратный эффект. Недовольные консерваторы и евроскептики в конце концов откололись и в 2013 г. основали оппозиционную партию. Изначально выступавшая в основном против политики Меркель во время кризиса еврозоны, когда канцлер заявила, что "альтернативы [единой валюте] нет", новая правоцентристская "Альтернатива" вошла в национальный парламент в 2017 году и стала ярым противником политики открытых дверей и иммиграции, а также дорогостоящей климатической политики "Зеленых".

Реакция основных СМИ и партий была полна тревоги и порой доходила до паники. Звучали даже призывы запретить АдГ. Лиана Фикс и Констанца Штельценмюллер призвали "защитить немецкую демократию от ее смертельных врагов". Подобное заявление является абсурдной леволиберальной гиперболой. АдГ придерживается демократических правил игры, а их главное преступление заключается в оттягивании голосов. На самом деле именно эти самопровозглашенные "демократы" из ХДС, СДПГ и некоторых СМИ, призывая к запрету и подавлению оппозиционной партии, ведут себя лицемерно и пренебрежительно по отношению к демократии. По сути, они лишают миллионы избирателей возможности выразить свое недовольство.

The Washington PostСША

Проблемы в Германии — предупреждение для Европы и УкраиныГермания переживает спад почти во всех сферах: экономика слабеет, опросы населения показывают недовольство миграционной политикой, помощь Украине пошатнулась, а ультраправая партия АдГ набирает популярность, пишет WP. "Кому звонить, чтобы поговорить с Европой" теперь не понятно, считает автор. И это можно расценивать как чрезвычайное положение.

22.10.2023

Основные партии Германии сплотились вокруг политики отчуждения, стратегии "стены", призванной запретить любые коалиции и сотрудничество даже на региональном и местном уровне. На ХДС оказывается особое давление, чтобы союз не сотрудничал с АдГ. Однако "стена" дала трещины. Например, в парламенте земли Тюрингия ХДС недавно признал, что голоса АдГ сыграли важную роль в принятии закона о снижении налогов. Таким образом, АдГ поднимает фундаментальные для христианских демократов вопросы. "Для консерваторов Германии рост популярности АдГ стал точкой отсчета в стратегических дебатах об идентичности ХДС. Это также борьба за наследие Меркель...", — пишут Фикс и Штельценмюллер.

В следующем году выборы в трех землях Восточной Германии — Саксонии, Тюрингии и Бранденбурге — подвергнут христианских демократов испытанию на прочность. Вполне вероятно, что АдГ окажется самой сильной партией, причем с большим отрывом. Это поставит ХДС в неловкое положение. Доктрина "стены" может вынудить их заключить коалиционное соглашение о формировании правительства с придерживающейся крайних взглядов "Левой партией" (бывшая государственная коммунистическая партия ГДР), чтобы не идти на соглашение с АдГ, хотя последняя во многих отношениях идеологически ближе к прежнему консерватизму ХДС. Таким образом, для некоторых членов восточногерманского ХДС существует соблазн обратиться к сотрудничеству с другими партиями.

Главным препятствием на пути к власти для АдГ, вероятно, является их внешнеполитический курс. Радикальная оппозиция институтам ЕС и призывы к роспуску евроблока (без какого-либо реального плана, как это сделать) позволяют обвинить их в антиевропейских взглядах. Еще больше критики вызывает позиция АдГ в отношении России. В то время как ХДС традиционно является убежденным атлантистом, многие члены АдГ, несмотря на украинский конфликт, демонстрируют открытые пророссийские настроения. Соруководитель партии Тино Хрупалла (Tino Chrupalla) вызвал неодобрение — в том числе и в рядах АдГ, — когда 9 мая этого года, в "День победы" СССР во Второй мировой войне, совершил непродуманный визит в российское посольство в Берлине. В отличие от него, другой соруководитель АдГ Алиса Вайдель заявила, что не будет праздновать поражение своей родины.

Представления о внешней политике и политике безопасности в АдГ размыты и неопределенны. Некоторые представители партии в кулуарах выдвигают непродуманные идеи о роспуске НАТО и выходе из альянса, что является утопией, учитывая плачевное состояние вооруженных сил Германии и отсутствие эффективной общеевропейской обороны.

Несмотря на то, что канцлер Шольц после начала конфликта между Россией и Украиной обещал "исторический перелом" с увеличением финансирования вооруженных сил Германии, сейчас они еще более ослаблены, чем раньше, поскольку Украине была передана значительная часть немецкой военной техники, включая танки и ракеты. Большая часть оставшейся техники не пригодна к эксплуатации.

В ближайшее время в истории может произойти очередной радикальный перелом, связанный с президентскими выборами в США в 2024 году. Истеблишмент Евросоюза постепенно осознает возможность возвращения Дональда Трампа в Белый дом. Это приведет к принципиально новым дебатам о политике безопасности Германии и Европы. Трамп является давним критиком недостаточного инвестирования в оборону со стороны Европы и, главным образом, Германии, что означало свободное использование американской военной мощи, нагрузка на которую становилась чрезмерной. С возвращением Трампа давление на Германию с целью сделать ее более самостоятельной в военном отношении усилится.

Что бы ни ждало нас на мировой политической сцене, изменения во внутренней политике также могут резко набрать обороты. Учитывая впечатляющий рост популярности в опросах, стена, возведенная вокруг АдГ, вероятно, начнет раскалываться в первую очередь на востоке страны, открывая новые возможности для создания коалиций. Длительный политический сдвиг Германии влево может наконец пойти в обратном направлении.

Полная версия