Решетников пожалел Путина? Странный разговор министра с президентом
Министр экономического развития Максим Решетников отчитался перед президентом России Владимиром Путиным. Точнее, сделал вид, что отчитался.
В 2020 году мы в INFOX.RU предупреждали, что замена в Министерстве экономического развития Максима Орешкина на Максима Решетникова – эксперимент опасный. Но так уж получилось, что сравнить этих «киндер-сюрпризов» решительно невозможно: Орешкин действовал в период стабильности, на Решетникова же сразу легли проблемы коронавируса, а потом и СВО-санкций. К слову, сам Орешкин никуда не делся: числится среди помощников президента, чувствует себя уверенно, и аппаратный вес у него, пожалуй, даже посерьёзнее, чем у преемника.
Но и Решетников не промах. Давайте пробежимся по его ключевым высказываниям в беседе с Путиным.
В последние годы наша экономика демонстрирует устойчивость к внешним шокам и способность развиваться зачастую вне зависимости от внешних обстоятельств.
Поэтому рубль с начала года упал более чем на 20%, а цены на импортные товары соответственно выросли.
Это было и в ковид, потому что мы в 2020 году меньше «упали», чем многие другие страны, и быстрее восстановились – мы на слайдах привели эту информацию.
В рублях – упали меньше. Но вошли в 2020 год с 62 руб./$, а вышли – с 73 руб./$. То есть цены на импорт, опять же, сильно выросли.
Многие страны преодолевали ковид очень крупными заимствованиями, что привело к разгону инфляции…
И к выдаче денег гражданам, чтобы те могли пережить тяжёлое время. Россия – выдавала очень мало и только отдельным «категориям».
Из развитых стран у нас годовая инфляция сейчас по марту на одном из самых низких уровней – 3,5 процента, а по апрелю данные сейчас вообще 2,6 процента.
Очень легко, выгодно и бесчестно считать данные сравнительно с мартом-апрелем 2022 года, когда цены в России выросли невероятно. И то, что у нас сейчас ситуация ещё хуже, говорит о серьёзных проблемах. В июле-августе инфляция год к году превысит 20%, ни в одной из развитых стран такого нет.
Я думаю, что по итогам года мы окажемся в числе лидеров среди развитых стран по темпам экономического роста.
В национальных валютах – да. Поскольку рубль сильно упал, рублей стало больше, цены выше – и это всё можно скалькулировать в экономический рост.
Мы думаем, что рост заработной платы будет минимум 5,4% в реальном выражении.
Орешкин тоже думал, но потерял должность. Он, кстати, явился основателем нового, революционного подхода – когда Росстат перешёл в ведение Минэкономразвития, там изменили методологию подсчёта, чтобы показать хоть какой-то рост реальных располагаемых доходов.
Важнейшее решение, которое заработает с 1 января следующего года, – это повышение МРОТ на 18 процентов, кардинальное.
Путин поправил: «На 18,5%».
Решение действительно кардинальное, вот только оно всего лишь компенсирует падение рубля. Ну если повезёт.
У нас действительно «промка» очень хорошо идёт вверх: это и машиностроение, и металлообработка, и пищевая промышленность. То есть там, где реально, действительно процессы импортозамещения существенно пошли, – очень видимые темпы роста.
Это правда. Именно поэтому правительство решило отобрать лишние доходы у владельцев крупного бизнеса, в первую очередь металлургов. Чтобы ещё больше инвестировали в производство.
И, если позволите, я дальше бы перешёл к теме поддержки малого и среднего предпринимательства, потому что, с одной стороны, это четверть нашего ВВП, это 28 миллионов человек, которые там заняты...
Мы бы не позволили, но Путин добрее нас. Потому что именно Решетников – лицо знаменитой «ночи длинных ковшей» в Москве: он тогда заведовал экономической политикой.
Решетников по своей натуре – ликвидатор. «Снос ряда объектов – это финальный этап нашей последовательной политики» – говорил он, работая в правительстве Москвы. И продолжил сносить в Перми, посылая ходоков-предпринимателей известно куда – к бизнес-омбудсмену.
Но ликвидатор не может возглавлять министерство созидания.
Это абсурд.
У нас число занятых на малых и средних предприятиях – юрлицах, то есть наёмных работников, остаётся относительно стабильным все последние годы, и это очень хороший показатель. У нас есть сокращение небольшое, но оно скорее статистическое.
Проще говоря, число занятых в МСП сокращается. Что неудивительно под руководством Решетникова.
Отдельно я бы ещё пару слов сказал по новым территориям. Мы там тоже разворачиваем систему поддержки МСП. Что там будет? Мы в июне начнём выдавать льготные кредиты под десять процентов до трёх лет уже малому бизнесу.
Это хорошо. Потому что там фокусы с ковшами не пройдут, люди отреагируют мгновенно и жёстко. Да и крупный бизнес на новые территории, мягко говоря, не стремится – он и в Крым-то до сих пор толком не пришёл.
На Кавказе реально очень хорошее оживление у нас экономическое за последние годы, и цифры роста наконец-то стали опережать общероссийские. Там очень большую работу сделала, я бы сказал так, правоохранительная система: всё-таки там абсолютно изменился бизнес-климат, и люди поверили, люди в себя поверили.
Люди поверили в себя, переехали в мегаполисы и время от времени присылают денег на родину чисто по-братски. И не спрашивайте, откуда они берут эти деньги, потому что…
Ну читали Хемингуэя, да.
И тут мы переходим ещё к одному нюансу.
Именно благодаря министру экономического развития Максиму Решетникову (как, разумеется, и его предшественнику Орешкину) девочки во многих районах Москвы и Подмосковья, не говоря уж о других регионах, вновь боятся выходить из дома после наступления темноты – словно на дворе восьмидесятые-девяностые. Потому что мигрантов-гастарбайтеров к нам завозят именно в целях экономического развития. Если бы министерство было против, квоты на завоз просто не существовало бы, и самого массового завоза – тоже. Проникали бы нелегалами, но это другая история.
Экономисты или писатели? Минэкономразвития представило новые сценарии
Менее чем за неделю до встречи с президентом Решетников радостно сообщил, что за последние семь лет число приезжающих работать к нам трудовых мигрантов из Узбекистана выросло в четыре раза. «Нам действительно не хватает кадров, поэтому мы ценим жителей Узбекистана, которые приезжают к нам и работают», – заявил он в Ташкенте.
А Путину почему-то этим не похвастался. Забыл? Полноте, такие люди не забывают ничего.
Просто не надо президенту знать, как живут простые люди и кто их терроризирует. Не надо. Зачем президенту волноваться? Решетниковы уверены, что разберутся со всем сами.
Пригожин с Шойгу тоже так думали.