Сирия под ударом Израиля и Франции: почему был сбит российский Ил-20 в небе над Средиземным морем

Во время ракетного удара Израиля и Франции по территории Сирийской Арабской Республики был сбит российский самолет Ил-20. Федеральное агентство новостей (ФАН) попыталось восстановить картину вчерашнего вечера.

Удару по территории Сирии предшествовала новость о достижении между Россией и Турцией договоренностей по мирному урегулированию ситуации в сирийском Идлибе. По итогам переговоров между российским президентом Владимиром Путиным и его турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом, стороны приняли решение не проводить военную операцию, а создать в Идлибе демилитаризованную зону вдоль границы территории, подконтрольной вооруженной оппозиции.

Рассказывая о соглашении, Владимир Путин пояснил, что до 10-го октября предусмотрен вывод из этой зоны всего тяжелого вооружения оппозиционных группировок. Зону будут патрулировать турецкие военные и российская военная полиция.

Реджеп Эрдоган в свою очередь заявил, что договоренности РФ и Турции предотвратят гуманитарную катастрофу, которая могла возникнуть в результате широкомасштабных боевых действий на северо-западе Сирии.

На фоне этого позитивного события в районе между 21.30 и 22.00 стали появляться первые сообщения от местных источников о ракетных ударах по объектам на сирийском побережье в городах Латакия и Тартус, а также в провинциях Хама и Хомс. Часть ракет удалось отразить ПВО ВС САР, однако некоторым все-таки удалось достичь цели. По данным Сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека, базирующегося в Лондоне, по меньшей мере два человека погибли и еще десять получили ранения в результате удара по складам с боеприпасами в сирийском городе Латакия.

Как заявило Минобороны РФ, в атаке по территории Сирии участвовало четыре израильских самолета F-16 и французский фрегат «Овернь» (Auvergne). В самый разгар инцидента, около 23.00 по московскому времени, российский самолет радиоэлектронной разведки Ил-20 пропадает с радаров над Средиземным морем в 35 километрах от берега. На борту находилось 14 военнослужащих, и в настоящий момент их судьба неизвестна.

Сразу после потери связи с Ил-20 командование российской авиабазы «Хмеймим» организовало поисково-спасательную операцию. Утром 18 сентября официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков сообщил более подробную информацию об инциденте.

«17 сентября около 22.00 часов четыре F-16 военно-воздушных сил Израиля нанесли удар управляемыми авиационными бомбами по сирийским объектам в районе города Латакия. Заход на цели осуществлялся на малой высоте со стороны Средиземного моря. При этом израильские самолеты преднамеренно создали опасную ситуацию для надводных кораблей и воздушных судов, находящихся в этом районе. Бомбометание выполнялось недалеко от места нахождения французского фрегата «Овернь» («Auvergne») и в непосредственной близости от заходившего на посадку самолета Ил-20 ВКС России. Прикрываясь российским самолетом, израильские летчики подставили его под огонь средств ПВО Сирии. В результате Ил-20, у которого эффективная отражающая поверхность на порядок больше чем у F-16, был сбит ракетой комплекса С-200», — заявил представитель российского оборонного ведомства.

Игорь Конашенков подчеркнул, что израильские средства управления авиацией и летчики F-16 не могли не видеть российский самолет, так как он заходил на посадку с высоты пять километров.

«Тем не менее, они преднамеренно пошли на эту провокацию. О планируемой операции Израиль командование российской группировки войск в Сирии не предупреждал. По «горячей линии» уведомление поступило менее чем за одну минуту до удара, что не позволило вывести российский самолет в безопасную зону. <...> Расцениваем данные провокационные действия Израиля как враждебные. В результате безответственных действий израильских военных погибло 15 российских военнослужащих. Это абсолютно не отвечает духу российско-израильского партнерства. Мы оставляем за собой право на адекватные ответные действия», — добавил Игорь Конашенков.

Примечательно, что ни сразу после инцидента, ни после заявления Министерства обороны Израиль никак не прокомментировал свои действия.

По последним сообщения российского оборонного ведомства, фрагменты тел экипажа Ил-20 и личные вещи, а также обломки самолета подняты на борт российских кораблей в Сирии. Самолет упал в 27 километрах западнее населенного пункта Баниас в провинции Латакия. Президент России Владимир Путин выразил соболезнования сослуживцам, родным и близким экипажа сбитого самолета.

Вся вина за сбитый российский самолет и гибель экипажа полностью лежит на израильской стороне. Об этом в ходе телефонного разговора с израильским министром обороны Авигдором Либерманом заявил глава российского военного ведомства Сергей Шойгу. Кроме того, Шойгу предупредил Либермана о том, что Россия оставляет за собой право на ответные шаги в отношении Израиля и напомнил, что Москва не раз призывала Израиль воздерживаться от ударов по Сирии, которые угрожают российским военным.

События вчерашнего вечера Федеральному агентству новостей прокомментировал политолог и независимый журналист Александр Асафов.

«Совершенно очевидно, что эти удары ВВС Израиля и ВМС Франции не были каким-то совпадением или тактической ошибкой. Это реакция на вчерашнюю встречу Путина с Эрдоганом и то решение, которое на ней было принято в рамках той самой пошаговой деэскалации, о которой договаривались в Тегеране. Безусловно, таким образом, Запад и его союзники на Ближнем Востоке демонстрируют, что план такого урегулирования их не устраивает. Они понимают, что, если война в Сирии закончится, ряд внешних игроков останется не у дел, и некоторым придется убраться из Сирии, поскольку они там присутствуют незаконно, без договоренностей с законным правительством. Чуть ранее, например, звучало высказывание уже о бессрочном пребывании американских военных в Сирии», — напомнил собеседник ФАН.

По мнению Александра Асафова, сложность ситуации, несмотря на очевидные шаги по ее урегулированию со стороны России и Турции, остается прежней и даже увеличивается, учитывая ситуацию, связанную с ударом по российскому самолету Ил-20.

«Конечно, здесь можно говорить о том, что коварная манипуляция израильских пилотов была злонамеренной. С одной стороны, для боевого летчика это является нормальным тактическим действием. Он учел определенные риски и действовал согласно боевой обстановке. Другой вопрос, что в этой боевой обстановке он для себя четко маркировал российский самолет как самолет противника и закрылся за ним, понимая последствия. Конечно, это вызывает очень много вопросов и фактически говорит о том, что со стороны Израиля должен быть какой-то серьезный ответ на то, что озвучило российское Министерство обороны», — считает Александр Асафов.

Как словам эксперта, очевидно, что Израиль нарушил систему координации с Россией и механизмы предупреждений, поскольку сообщение за минуту до атаки не дает никакой возможности для передислокации сил и выведения их из-под удара.

«Минута — это очень мало. Сложно сейчас прогнозировать дальнейшие действия, но учитывая позицию Израиля, что он никогда не комментирует действия своих военных, они будут говорить о «случайности», об «ошибке оператора ПВО», а тот момент, что намеренно скрылся за российским бортом израильский летчик, будет минимизироваться. Ситуация требует уже дипломатического реагирования. Дальнейшие агрессивные действия ВВС Израиля противостоят всем усилиям мирного урегулирования», — отметил собеседник ФАН.

Собеседник ФАН также добавил, что американцы, понимая риск собственного прямого вмешательства, сейчас занимаются тем, что принято называть прокси-войнами.

«США действуют через своих союзников или ближайших партнеров — таких, как Израиль. В данном случае выгодоприобретателями всей этой ситуации являются в первую очередь американцы, но обсуждать обстоятельства, приведшие к удару по российскому борту, придется обсуждать с Израилем», — заключил Александр Асафов.

Полная версия