Украинские власти довели медиков до отчаяния копеечными зарплатами

В Киеве весьма печальным образом отметили Международный день медсестры. Столичные медсестры вышли на акцию протеста к минздраву Украины, чтобы рассказать о чудовищных условиях своей работы и копеечных зарплатах. К ним вышел министр Максим Степанов и пообщался с народом в стиле «все хорошо, прекрасная маркиза», передает корреспондент ФАН из украинской столицы.

Акция младших медработников перед минздравом Украины вышла нешумной, но эффектной. Вместо того, чтобы размахивать флагами или скандировать кричалки, медсестры просто разложили на столах во дворе ведомства принесенный с собой скромный набор продуктов: сушки, сухари, бутилированную воду и чупа-чупс.

«Вот та еда, которую может себе сегодня позволить медсестра в обеденный перерыв», — лаконично сообщили медработницы и попытались угостить всеми этими яствами журналистов.

Работники прессы растерянно попятились и есть предложенные «блюда» отказались — явно привыкли питаться значительно лучше.

Зато киевские репортеры прекрасно поняли, насколько маленькую зарплату получают медсестры, пашущие в период эпидемии едва ли не круглосуточно. Женщины-медики без прикрас рассказали прессе, что сегодня их зарплата намного меньше минимальной, установленной на Украине. В ходе акции они развернули маленькие плакаты, явно нарисованные от руки в ординаторской: «Копеечная зарплата — это смерть государственной медицины», «У нас нет больше сил работать за «спасибо», «Скоро мы уедем к нашим коллегам в Польшу». 

ФАН пообщался с женщиной по имени Валентина, медсестрой больницы в областном Борисполе.

«Самым оскорбительным для нас сегодня является то, что на Украине — огромная разница между зарплатами медработников первичного и вторичного звеньев. Поэтому одни медсестры и врачи получают зарплату в 17-20 тысяч гривен (50-55 тысяч рублей. — Прим. ФАН), а другие, как я, — в пределах 3-5 тысяч гривен (8-13 тысяч рублей. — Прим. ФАН), — рассказала собеседница. — Вы вообще представляете, как можно прожить на такие деньги в Киеве или области? Да еще если у тебя ребенок и неработающий муж? Иногда даже такую зарплату выплачивают с задержкой в два-три месяца. В итоге дома мы живем в условиях финансового кошмара, вынуждены занимать на еду у родных и знакомых».

Я верю медсестре Валентине, так как знаю, что цены на продукты в Киеве намного выше, чем в России. И не представляю, какие стимулы для себя она находит, чтобы за такие деньги каждый день вставать засветло и ехать в больницу.   

«Медсестры и врачи первичного звена в основном сидят за компьютерами — пациентов они почти не видят. А мы, медсестры вторичного звена, работаем в отделениях, постоянно помогаем тяжелым больным. Почему наши руководители считают, что мы делаем меньше работы? Я каждый день прихожу домой без сил, иногда даже не могу приготовить ужин своей семье. Да и холодильник, по правде говоря, у нас часто пустует. Мы уже не верим никаким обещаниям власти. А сюда пришли из-за безысходности», — призналась Анна, медсестра Александровской больницы в Киеве. 

Женщины рассказали, какие результаты принесла реформа системы здравоохранения, начавшаяся на Украине в апреле 2020-го. В больницах, где они трудятся, сократили по 200-300 единиц медперсонала из 700.

«Руководство больницы нам заявило — у них просто нет средств, чтобы платить зарплаты всем работникам. У некоторых коллег принудительно сократили количество рабочих часов, но большинство просто уволили. По всей стране идет намеренное разрушение медучреждений и распил бюджетов. Во многих больницах главврачи и их замы выписывают себе огромные премии, а рядовые медики месяцами сидят без зарплат. В итоге коллеги сотнями уезжают работать в Польшу и в другие страны, где зарплаты выше в 10-15 раз», — заявила ФАН Валентина.

Когда акция была в самом разгаре, во двор МОЗ неожиданно вышел сам министр здравоохранения Украины Максим Степанов. Его тут же окружила плотная толпа журналистов, а медсестры наперебой начали жаловаться ему на тяжелую жизнь. Министр был позитивен, не спорил с ними и рассказал, что за год число мест для младшего и среднего медперсонала на Украине сократилось на 20 тысяч человек. При этом было непонятно — гордится он этой цифрой или сожалеет об утратах. 

«Думаю, что зарплата медсестер может вырасти с нового года. Я считаю, что заработные платы в медицинской сфере нужно поднимать до конкурентного уровня. С этой целью минздрав предлагал правительству вариант годового бюджета в 296 млн гривен. В итоге мы получили только 161 млн. Поэтому я пошел другим путем и подготовил законопроект, где в начислении зарплат врачей предлагаю отталкиваться от минимального прожиточного минимума на текущий год. Это не только поднимет престижность работы медика, но и гарантирует ежегодную индексацию зарплат! Зарплата врача должна составлять не менее 23 тысяч гривен, среднего медперсонала — 17 тысяч, а младшего – 12 тысяч гривен», — сообщил министр и победительно посмотрел на окружающих.

Но аплодисментов после таких шикарных обещаний вокруг почему-то не прозвучало. Более того, это совсем не обрадовало участников акции.

«Все это мы слышим уже с 2014-го, — заявила ФАН Оксана, медсестра Запорожской горбольницы. — Я рада, что у министра Степанова такие радужные планы. Правда, его в любой момент могут уволить, и они вновь останутся на бумаге. Я лично получаю 4800 гривен в месяц «чистыми» (около 13,5 тысячи рублей. — Прим. ФАН). Я медсестра, у меня 23 года стажа и высшая категория. Что тут сказать? Наше государство планомерно лишает украинцев медицины, потому что врачи и медсестры массово уходят из профессии или уезжают из страны. У нас в больнице за полгода 10 терапевтов уволилось, еще один умер от COVID. Про 12 тысяч гривен для медсестер мы слышим очень давно. Но все равно получаем намного меньше «минималки».

В конце акции медсестры выдвинули несколько требований к правительству. Среди них — повышение финансирования медицины (до 5% от ВВП), резкое увеличение минимальных окладов для медсестер, публикация финансовых данных больниц и поликлиник, а также предоставление медикам права выбора своих руководителей. На этом позитивный министр Степанов, прижав руки к груди, вежливо откланялся и убежал.

По слухам из кабмина, работать на своем посту ему осталось месяц-два. После чего на его место подыщут такого же бодрого «обещалкина», а развал украинской медицины продолжится ускоренными темпами. 

Полная версия