РФ заменит американский контракт на РД-180 прорывными проектами

Прекращение контракта на поставку двигателей РД-180 в США не является проблемой для РФ, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров.

Россия прекращает поставки РД-180

Директор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов сообщил, что предприятие в 2021 году отправит в США последнюю партию двигателей РД-180. Они готовы, но события, связанные с пандемией COVID-19, задержали поставку.

Контракт на поставку РД-180 приносит НПО «Энергомаш» 300 млн долларов в год. Поставки важны и для США: с 2014 года Вашингтон ни разу не задумался об отказе от такого сотрудничества и даже вывел его за пределы антироссийских санкций.

РД-180 был разработан на базе двигателя РД-170, после того как НПО «Энергомаш» выиграл конкурс в США на создание силовой установки для ракет Atlas III и Atlas V. Конкурс состоялся в 1996 году, а с 2000 года началась опытная эксплуатация РД-180.

Сотрудничество с США поддержало космическую отрасль РФ в трудное время, а сам двигатель отлично поработал на американцев.

США совершили десятки запусков с помощью ракет Atlas, оснащенных РД-180. Российский двигатель оказался неприхотливым и надежным, но Штаты собираются заменить Atlas V на разрабатываемую ракету Vulcan.

Первый запуск Vulcan запланирован на четвертый квартал 2021 года, но неясно, когда новая ракета-носитель полностью заменит Atlas V. Есть вероятность, что США предложат новый контракт, но у американцев накопился большой запас РД-180.

Еще остается контракт на РД-181, который также используется американцами, но он стоит в два раза дешевле, чем РД-180.

Нельзя рассчитывать на Запад и США

«Сохранять контракт по РД-180 ради контактов с США не имеет смысла. Американцы ведут против нас гибридную войну, хотят уничтожить нашу страну, а мы ищем с ними контакты, в том числе и в космосе», – констатирует Александров.

Рвать сотрудничество с США в одностороннем порядке бессмысленно, но не надо прилагать больших усилий для его сохранения. Если США продолжат закупать двигатели – хорошо, но существование НПО «Энергомаш» не должно от этого зависеть.

«США рассматривают космос как сферу боевых действий, они создали космическое командование и намерены разместить оружие в космосе, а РФ сохраняет сотрудничество и поставляет им двигатели. Чем быстрее данный контракт закончится, тем лучше», – резюмирует Александров.

Заводы вроде НПО «Энергомаш» должны поддерживаться российским заказом, а не делать ставку на получение контракта у такого ненадежного партнера, как США, который сделал антироссийскую линию основной внешней политики.

«Государство тратит огромные деньги на стадионы, а на развитие космической отрасли средств якобы нет. Нужно менять мышление и концентрироваться на прорывных технологиях будущего. Нам надо создать свою космическую станцию, а сотрудничество по Международной космической станции (МКС) прекращать», – заключает Александров.

МКС, во-первых, разваливается из-за сроков эксплуатации, а во-вторых, в будущем может стать причиной новых конфликтов с США.

«Нам не нужны маниловские проекты вроде Лунной базы и полета на Марс. России надо самостоятельно освоить околоземное пространство, создать спутниковую группировку – существует нехватка аппаратов для ведения морской разведки. Больше средств должно идти на военный космос, на систему ГЛОНАСС и развитие спутниковой разведки», – констатирует Александров.

Россия обладает гиперзвуковыми ракетами, но есть проблемы с их военно-морским наведением. Необходимо развитие спутниковой группировки, и это должно стать одним из главных направлений развития российской космонавтики.

«У нас огромное поле для деятельности, в том числе и для заказов НПО «Энергомаш». Перспективные большие спутники требуют тяжелых ракет для вывода в космос: здесь может помочь «Ангара» и двигатели для нее», – резюмирует Александров.

Двигателем для семейства «Ангара» является РД-191. Он, как и РД-180, создан на основе советского двигателя РД-170, который остается самой мощной силовой установкой в истории. РД-170 использовался на ракетах-носителях «Энергия» и «Зенит».

Перспективно спутниковое производство

Что касается перспектив российского космонавтики, то сотрудничество с другими странами должно осуществлять на рынке коммерческого космоса. После развала СССР мы долгие годы лидировали на этом рынке, но в последние время утратили позиции из-за успехов компаний SpaceX и Blue Origin, которые забрали у России значительный объем запусков.

«Деление космического рынка уже не связано с коммерцией. Основополагающую роль играют аспекты гибридной войны, санкций и стремление США максимально ограничить возможности РФ по зарабатыванию денег на международной арене. Этот рынок будет схлопываться, но мы можем наладить сотрудничество с незападными государствами», – заключает Александров.

России нужно наладить спутниковое и производство и их запуск в интересах других государств.

«Сегодня мы запускаем чужие спутники, а свои не делаем в достаточном количестве. Это огромная сфера для зарабатывания денег, ведь спутник стоит намного дороже, чем его запуск», – констатирует Александров.

Полная версия