Евроинтеграция Украины означает место в конце пищевой цепочки ЕС

Шансы Украины на вступление в Евросоюз не прослеживаются, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров.

Посол Украины в ФРГ Андрей Мельник заявил, что новый глава Христианско-демократического союза (ХДС) Армин Лашет поддержал идею расширения ЕС и предоставления Киеву «европейской перспективы».

В частных разговорах с украинской стороной Лашет может говорить все что угодно, но в реальности расширение ЕС завершилось. Последней страной, вступившей в Евросоюз, стала Хорватия, и это случилось в 2013 году.

Перспективы вступления Украины в ЕС не прослеживаются

На сегодняшний день в ЕС не вступило несколько групп европейских государств. Во-первых, страны, которые приняли политическое решение не вступать в ЕС – Швейцария, Норвегия и Исландия, но они встроены в европейское пространство через другие соглашения.

После Brexit в данном статусе пребывает Великобритания, но это уникальная история для Европы.

Во-вторых, малые государства вроде Андорры, Лихтенштейна, Сан-Марино, Ватикана, Фарерских островов или датской Гренландии. Они входят в западноевропейскую государственную семью, поэтому мало зависят от своего статуса в ЕС.

В-третьих, балканские государства в лице Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины, Северной Македонии, Косово и Албании. Тут перспективы есть у Черногории, Албании и Северной Македонии, которые стали членами НАТО, а это раньше предшествовало вхождению в ЕС.

Кроме того, это маленькие государства, наличия которых европейская экономика не заметит, хотя по данному вопросу в Европе сформировался четкий скептицизм, который привел к созданию на Балканах «Евросоюза для бедных».

Сербия, Косово и Босния и Герцеговина войдут в ЕС только после решения этноконфессиональных проблем, а они прежде всего касаются сербского вопроса и перспектив признания Белградом Приштины, но здесь ситуация не предвещает прогресса.

В-четвертых, это страны бывшего СССР. Вхождение в европейское объединение РФ назвал нереальным еще «друг» Бориса Ельцина бывший канцлер ФРГ Гельмут Коль, а для остальных союзных республик ЕС предусмотрел Восточное партнерство.

Что это такое, мы видим на примере евроинтеграции Украины, Грузии и Молдавии, получивших безвизовый режим и ведомое положение в связке с ЕС. Данные страны евроинтегрировались на птичьих правах без обязательств со стороны Брюсселя.

«К большому сожалению наших украинских братьев, перспективы вступления Украины в ЕС или даже какой-то подготовки данного события в настоящее время отсутствуют. Украинскому послу публично говорить об этом тяжело, потому что концепция «Украина це Европа» и так рушится на глазах, но тем не менее нужно быть реалистами», – констатирует Федоров.

Западная Европа имеет негативный опыт расширения в ЕС начала нулевых годов, когда в объединение вошли страны бывшего соцлагеря.

«Несмотря на официальную риторику о том, как это хорошо, в ЕС возникла масса проблем, которые пока нерешаемы. Достаточно вспомнить про Венгрию и Польшу, к которым Брюссель постоянно предъявляет претензии», – заключает Федоров.

Качество управления европейскими структурами после большого расширения резко снизилось, а единства подходов нет. Данная ситуация делает ничтожными европейские перспективы Украины и других постсоветских государств.

Восточное партнерство вышло Украине боком

Причиной событий на Украине, расколовших старый континент и сделавших невозможным создание единого рынка между ЕС и Россией, стало Восточное партнерство, т. е. евроинтеграция Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Армении и Азербайджана.

На основе этой структуры Киеву предоставили возможность подписать соглашение о евроассоциации, которое стало предлогом для госпереворота на Украине. Целью Восточного партнерства был отрыв данных государств от России и предоставление им полуправ в европейской экономике. Этот подход соответствует идее о Европе разных скоростей и дает подписантам место в конце пищевой цепочки.

Полноценного членства Украины и других пяти стран в ЕС не планировалось изначально, а Восточное партнерство решало геополитические, а не интеграционные задачи. Данный подход сохраняется и сегодня: ситуация на Украине это подтверждает.

«Формальной целью Восточного партнерства является стабильность на востоке Европы. Россию также туда приглашали, но мы отказались. В ЕС утверждали, что это начинание не направлено против РФ, а его кураторами были Польша и Швеция», – резюмирует Федоров.

Финансирование Восточного партнерства было скудным и не могло решить проблемы постсоветских государств.

«В идее Восточного партнерства превалировали геополитические моменты над другими мотивами. ЕС переживает не лучшие времена, причем расширение объединения внесло сумятицу в его развитие», – констатирует Федоров.

Европейские перспективы есть только у двух-трех государств на Западных Балканах, да и они крайне туманны.

«Данный регион традиционно является взрывоопасным, поэтому судьба балканских стран также находится под вопросом. Там везде проблемы – Косово, Сербия, а Евросоюз не знает, где найти деньги, чтобы достойно выйти из пандемии», – заключает Федоров.

Полная версия