Железнодорожные катки довершат развал промышленности Украины

Отказ от украинских железнодорожных катков является логичным решением для РФ, заметил ФБА «Экономика сегодня» доцент кафедры экономического развития РАНХиГС Павел Грибов.

До 21 декабря 2021 года в РФ действует антидемпинговая пошлина в 34,22% на украинские железнодорожные цельнокатаные колеса, однако данная мера может быть усилена полным запретом на импорт такой продукции.

РФ может отказаться от украинских катков

Предложение об этом Минтранс РФ сделал в октябре, но окончательного решения не принято. Некоторые игроки рынка выступают против из-за риска удорожания стоимости продукции в России, но запрет необходим из-за того, что украинские компании перепродают в нашу страну китайские железнодорожные катки. Одновременно с этим Киев принял запрет на использование китайских катков на Украине, а мы имеем дело с перепродажей.

Российские производители железнодорожных катков в лице Объединенной металлургической компании и «Евраза» сумели увеличить объемы производства, а потребности РФ в новой технике упали на 30 тысяч вагонов.

Избыточность предложения создает возможность запрета импорта из Украины, заключающегося не только в перепродаже китайской продукции. Например, украинская компания «Интерпайп» в августе произвела 15,8 тысячи таких катков.

В Европе осталось только три производителя цельнокатаных железнодорожных колес: один на Украине и два в России. Наша страна является главным рынком ее сбыта. Пошлина сделала украинские катки на 18-20% дороже, но импорт не прекратился.

Украина и Россия продолжают рвать связи

«Вопрос железнодорожных поставок из Украины в Россию является проблемой – на этот счет было даже разбирательство в ВТО, благополучно разрешенное арбитрами в пользу Москвы», - констатирует Грибов.

В июле 2018 года РФ выиграла у Украины спор по экспорту железнодорожных вагонов и стрелочных переводов, когда Киев пытался доказать, что Москва с 2013 года необоснованно ограничивает экспорт украинской железнодорожной продукции.

Это было одно из четырех российско-украинских разбирательств в ВТО. Кроме железнодорожной темы были споры в ВТО по удобрениям, транзиту украинских грузов по российской территории и даже по фитосанитарным нормам.

«Что касается проблемы катков и других железнодорожных комплектующих, то в последнее время российское производство хорошо развивается. В РФ сложился переизбыток предложения грузовых вагонов, поэтому в этой истории мы видим защиту российского производителя и дальнейшее ухудшение торговых отношений с Украиной», - заключает Грибов.

В 2013 году торгово-экономический оборот России и Украины составлял 39 млрд долларов.

Украина продавала в РФ продукцию на 15,7 млрд долларов. 36,40% составляли машины, оборудование и транспортные средства. С тех пор ситуация изменилась: в 2019 году российско-украинский товарооборот составил 11,4 млрд долларов.

Украинский импорт в Россию оценивается теперь в 4,6 млрд с резким снижением доли промышленного оборудования, а ведь до 2014 года многие отрасли российской экономики зависели от украинских комплектующих.

«Не так просто сказать, что мы импортируем из Украины. Остро встал вопрос по серому импорту: это Белоруссия и другие направления, поэтому реальный объем больше официальных цифр», - резюмирует Грибов.

РФ снизила зависимость по авиационным двигателям – раньше у нас были постоянные закупки у «Мотор Сич», уменьшился запрос по корабельным силовым установкам, которые мы до этого приобретали на предприятиях в Николаеве.

Украинская промышленность разваливается

«Сегодня украинское экспортное направление не критично для РФ. Еще есть такой момент, как внутренние запреты на Украине. Практически все, что украинцы могли поставлять в нашу страну, они сами запретили», - констатирует Грибов.

Киев в 2014 году стал первым рвать торгово-экономические отношения с Москвой. Тогда на Украине рассчитывали на помощь ЕС, что привело к быстрому коллапсу украинской промышленности – ее объемы производства за год снизились на 50%.

«Существует парадокс, связанный с односторонним запретом Украины по военно-техническому сотрудничеству и по наиболее перспективным направлениям гражданской экономики. Это привело Киев к одним убыткам», - заключает Грибов.

Железнодорожное направление является для РФ и Украины вторичным. До 2014 года эта часть российского-украинского обмена стоила несколько миллиардов долларов, но не была на первых ролях. Возможно, из-за этого ее не заметили политики.

«Большинство докризисного промышленного экспорта Украины приходилось на Россию. Можно взять кременчугский завод – КРАЗ, чья продукция практически полностью уходила в нашу страну. У украинцев были отдельные поставки Ирак, но ситуация 2014 года обернулась крахом для этого предприятия и всего украинского автомобилестроения», - резюмирует Грибов.

К 2018 году объемы автомобилестроения Украины уменьшились в 50 раз по сравнению с показателем десятилетней давности. Причиной стало закрытие российского рынка и открытие европейского, из-за чего старые машины из Европы заполонили Украину.

В такой ситуации железнодорожные катки станут каплей в море украинской деградации.

Полная версия