Белоруссия использует козырь интеграции в торге с РФ за энергоресурсы

России необходимо набраться терпения в отношениях с Белоруссией, заметил ФБА «Экономика сегодня» эксперт Центра политических технологий, кандидат экономических наук Никита Масленников.

Председатель Правительства Белоруссии Роман Головченко заявил, что реальная интеграция в Евразийском союзе (ЕАЭС) невозможна без создания единого энергетического рынка, чем в очередной раз подтвердил позицию Минска.

Интеграция в ЕАЭС стагнирует

Договор о ЕАЭС предполагает создание к 2025 году общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов. Белоруссия рассчитывает на основании этого получить допуск к энергоресурсам по внутренним ценам РФ, но отказывается идти на симметричные уступки.

Для создания эффективного энергорынка надо сформировать общую энергетическую политику, унифицировать нормы и стандарты на нефть, нефтепродукты и газ и принять для этого технические регламенты, гармонизировать национальное законодательство, касающееся энергетики, включая такой важный компонент, как налоговое направление.

Процесс потребует подписания международных соглашений, регламентирующих единую политику в энергетической сфере. Затем, чтобы это заработало, нужно будет добиться неукоснительного соблюдения принципов всеми участниками.

На этом пути пока мало что сделано, а «коронакризис» вместе с внутриполитическими проблемами в Белоруссии, Киргизии и Армении ставят вопросы по перспективам интеграции. Президент РФ Владимир Путин отметил, что уровень двустороннего сотрудничества в ЕАЭС недостаточен, а взаимная торговля еще в 2019 году упала на 3 процента.

Падение связано со снижением цен на нефть, а это означает отсутствие реального роста торгово-экономических отношений в ЕАЭС.

Что касается белорусского направления, то между Москвой и Минском существует соглашение о Союзном государстве. Если бы Минск его реализовал, то получил бы единый энергорынок в формате двусторонних отношений с Москвой.

Однако в Белоруссии саботируют интеграцию, считая ее невыгодной. Минск стремится вести многовекторную политику, получать преференции от Москвы и одновременно свободно торговать с Западом, а теперь белорусы хотят добиться льгот от РФ через ЕАЭС.

Россия давно обозначила позицию: дополнительная помощь Белоруссии возможна только в формате интеграционных соглашений.

Минск должен подумать о симметричных уступках

«В этих высказываниях Головченко ничего нового нет. Это старая позиция Белоруссии и прежде всего президента Александра Лукашенко, заключающаяся в принуждении РФ к очередным преференциям», – отмечает Масленников.

Процесс длится годами, поэтому риторика Головченко является стандартной для Минска.

«Позиция Минска блокирует интеграцию на пространстве ЕАЭС, которое переживает непростые времена под воздействием как кризиса, так и событий в Армении. Нам предстоит определить, куда мы движемся в интеграционном процессе», – констатирует Масленников.

По отношениям с Минском российской стороне надо набраться терпения и смотреть, как развивается ситуация.

Положение у Белоруссии непростое как во внутренней политике, так и в экономике. В следующем году Минску придется заплатить более 3 млрд долларов по внешним долгам, и уже понятно, что таких средств у белорусских коллег нет.

«России нужно снижать пафос и размерность дотаций Белоруссии. Контраргументы у Москвы сильные – Россия реструктуризировала белорусскую задолженность и предоставила Минску неслабую помощь», – резюмирует Масленников.

Москва отвлекла от себя в непростых условиях 1,5 млрд долларов и предоставила их партнерам. В Минске пытаются добиться большей помощи от России, но это нецелесообразно без соответствующих двусторонних шагов.

«Есть еще уступки Белоруссии со стороны «Газпрома», а по остальным вопросам в Минске забывают, что Москве также непросто. Тут надо искать взаимоприемлемый компромисс», – заключает Масленников.

Белорусы продолжат торговаться с Москвой и искать аргументы для давления на РФ, но у Минска ограничено пространство для маневра. Отношения белорусов и Запада безнадежно испорчены после августовских выборов в Белоруссии.

Россия ждет шагов партнеров по ЕАЭС

«России не нравится, что белорусская позиция блокирует интеграцию в ЕАЭС. Москва на это готова и выступает за создание единого рынка, но только в ситуации, когда все к этому подойдут. У других трех государств существуют проблемы на интеграционном направлении, но ограничения касаются позиции белорусских партнеров», – констатирует Масленников.

По перспективам ЕАЭС говорить сложно: все интеграционные платформы в мире находятся в процессе перезагрузки.

«Можно вспомнить соглашение Китая, Японии и других стран с АСЕАН, остальные международные проекты. Экономический мир сегодня находится на рубеже, когда, с одной стороны, понятны ограничения старых интеграционных соглашений, а с другой – нет ясности с тем, в какую сторону двигаться, учитывая геополитические ограничения», – резюмирует Масленников.

Очевидной проблемой ЕАЭС является ориентация его участников на «большую Азию», в результате чего необходимо встроить данное начинание на постсоветском пространстве в масштабные геополитические проекты.

Полная версия