У России остался последний шанс мирно разобраться с олигархами – мнение
После того, как президент России Владимир Путин поручил проверить законность приватизации Башкирской содовой компании, пошли слухи о возможности кампании по пересмотру итогов залоговых аукционов.
Глава государства довольно жестко раскритиковал деятельность БСК, заявив, что компания почти не вкладывается в развитие , а большую часть денег выводит из страны. Путин потребовал, чтобы надзорные органы «дали принципиальную оценку действиям всех лиц, причастных к сделкам с акциями предприятия, в результате которых государство утратило над ним контроль».
Так он прокомментировал недавние протестные выступления жителей Башкирии против планов компании взять в разработку шихан Куштау, который бы наверняка исчез с карты региона в результате деятельности предприятия. Путин отметил, что недовольство граждан в данном случае можно понять, и задача государства – детально разобраться в ситуации и защитить интересы населения.
Как отметил журналист Марат Баширов, президент фактически запустил механизм деприватизации в одном конкретном случае. Баширов не исключил, что проверкой БСК дело не закончится, и в России будет запущена целая кампания по пересмотру приватизационных сделок.
С таким прогнозом не согласился экономист, экс-зампред Счетной палаты Юрий Болдырев. В интервью порталу Накануне.RU он рассказал, как более 20 лет назад Счетная палата без всяких поручений сверху занималась выявлением незаконного отчуждения государственных пакетов акций, «а власть в лице правительства и президента ничего не делала».
Впрочем, в некоторых случаях добиться возвращения акций в госсобственность удалось. По-хорошему подобная работа вовсе не должна доходить до уровня президента. Этим должны заниматься контролирующие органы.
Болдырев отметил, что народ ждет от руководства более решительных действий. «Сейчас как раз подходит к концу цивилизованный срок исковой давности по действительно бандитским операциям, я имею в виду залоговые аукционы 1996-1997 годов. Цивилизованный срок в мире – это 30 лет, у нас варварский срок три года», - продолжил экономист.
По словам Болдырева, люди прекрасно видят, как новые «эффективные собственники» распоряжаются своими активами на примере аварии в Норильске. Многие советские предприятия были развалены или перешли под управление из-за рубежа. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы вернуть эти активы, но никаких движений не происходит.
Болдырев подчеркнул, что приватизация 90-х – это в массе притворные сделки, для аннулирования которых не нужны прецеденты, а нужна лишь политическая воля. А ее нет. Поэтому нынешние показательные разборки с БСК – «красивая картинка на разваливающемся здании».
Даже в преддверии выборов вряд ли кто-то во власти решится что-то сделать с неэффективными собственниками. Здесь нужен курс на стратегические перемены, а не показуха. Народ разницу всегда увидит, и в качестве предвыборной пиар-акции подобные вещи не пройдут. Сейчас можно наблюдать лишь фиктивную строгость в отношении конкретных зарвавшихся собственников, а друзей-олигархов оставят в покое, заключил Болдырев.