Ставка на мир определяет позицию РФ в «большой игре» на Южном Кавказе

Конфликт Армении и Азербайджана является стратегической проблемой для российской внешней политики, считает проректор Московской высшей школы, доктор исторических наук Борис Шмелев.

Россия сделала ставку на умиротворение

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров провел переговоры с послами Армении и Азербайджана – Варданом Тоганяном и Поладом Бюльбюль-оглы. Их предметом стали военные действия на азербайджано-армянской границе, которые идут уже девятый день.

Это самая длительная вооруженная эскалация с 1994 года, когда было подписано соглашение о прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе. За эти годы было множество перестрелок, включая уничтожение боевых вертолетов и групп разведчиков, а также военные действия в апреле 2016 года, но эскалации не продолжались так долго.

Сегодняшние бои на границе имеют потенциал для перерастания в нечто большее, что беспокоит Москву, поскольку нам не нужна война на Южном Кавказе. Региональные конфликты в бывшем СССР ослабляют позиции РФ. Благодаря агрессивной политике Михаила Саакашвили и госперевороту на Майдане мы потеряли Грузию и Украину.

В случае азербайджано-армянской войны существует риск повторения этой ситуации с Азербайджаном, который давно склоняется в сторону Турции, поэтому политика Москвы направлена на умиротворение продолжающегося конфликта.

«Для интересов России конфликт между Арменией и Азербайджаном носит опасный характер. Армения является членом ОДКБ, и Россия обязана прийти к ней на помощь в случае нападения третьей страны», - констатирует Шмелев.

Армения является нашим союзником, и это может определить российскую позицию по военному конфликту.

«С Азербайджаном мы имеем тесные экономические и неплохие политические отношения. Портить их нам не с руки, поскольку ухудшение отношений с Баку ослабит позиции Москвы на Южном Кавказе. Мы должны иметь в виду, что за Азербайджаном стоит Турция, которая готова вмешаться в конфликт с Арменией», - резюмирует Шмелев.

Это видно по государственной идеологии Турции, где турки и азербайджанцы называются одним народом, пусть в действительности это не так. У них разные направления ислама, а большая часть исторического Азербайджана находится на территории Ирана.

«Поэтому эскалация конфликта приведет к ухудшению отношений России и Турции, а мы заинтересованы в поддержании контактов с Анкарой по целому спектру внешнеполитических вопросов», - заключает Шмелев.

Рассматривать Турцию в качестве союзника не приходится, но России не нужна еще одна зона эскалации с Анкарой.

«Армению поддерживают мощные диаспоры – в первую очередь в Соединенных Штатах, во Франции и в Ливане. На стороне Азербайджана оказался Израиль, хотя Тель-Авив пытается проводить политику нейтралитета, поэтому конфликт Армении и Азербайджана создает неприятную конфигурацию сил, которая России невыгодна», - констатирует Шмелев.

Российский интерес заключается в том, чтобы конфликт прекратился, а стороны вернулись к бесконечным и бесплодным переговорам.

«Россию полностью устраивает статус-кво, но бесконечно продолжаться он все равно не сможет. Удастся ли нам в этот раз заморозить конфликт? Мне кажется, да. Россия может вместе с США и Францией надавить на Азербайджан. Вопрос в том, насколько такая политика будет эффективной в долгосрочном плане, но ответить на это может только время», - резюмирует Шмелев.

Стороны заняли жесткие позиции

Азербайджан нарастил мышцы, создал мощную по региональным меркам армию, которая подготовлена и вооружена. Баку чувствует себя уверенно, поэтому в Азербайджане есть готовность попробовать силой решить территориальный конфликт с Арменией.

«Баку готов пренебречь отношениями с Москвой ради своих собственных интересов», - заключает Шмелев.

Не надо забывать и про сложную социально-политическую и социально-экономическую ситуацию в Азербайджане. Эти обстоятельства повышают вероятность военного конфликта Азербайджана и Армении.

«Война правящему клану Алиевых может быть выгодна. Война отвлечет внимание общества от внутренних проблем и консолидирует нацию вокруг правящей семьи, поэтому для Баку имеется смысл побряцать оружием», - констатирует Шмелев.

Армения также занимает жесткую позицию. Существует несколько резолюций ООН, где прописано, что нужно делать по Нагорному Карабаху, но Ереван не готов идти на выполнение этих документов. Поэтому у обеих сторон конфликта жесткая и бескомпромиссная позиция.

«Армения не готова, не может и не будет выполнять эти резолюции. Независимо от того, кто бы ни пришел к власти. Если брать интересы Пашиняна, то данная ситуация также отвлекла внимание армян от внутренних проблем», - резюмирует Шмелев.

«Завязывается крутой узел, который сложно развязать и практически невозможно разрубить. Поэтому Россия должна убедить стороны сесть за стол переговоров и сделать шаги в сторону друг друга для разрешения конфликта», - заключает Шмелев.

Можно вспомнить про шесть азербайджанских районов, которые заняли армяне вместе с Нагорным Карабахом, но Ереван сегодня говорить об этом не будет. Пока ситуация тупиковая, но России нужно добиться прекращения боевых действий.

Полная версия