Путин и Си больно ужалили США: Трамп профукал стратегический регион (Der Tagesspiegel, Германия)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Читать inosmi.ru в

Арктика, некогда бесконфликтное пространство для исследований и рыболовства, превратилась в очаг растущей напряженности, пишет Der Tagesspiegel. Все чаще ее называют геополитической шахматной доской, и Россия с Китаем уже сделали на ней первые ходы. Запад же пока лишь расставляет фигуры, стараясь не опоздать к началу партии.

Автор: Ронья Меркель (Ronja Merkel)

В Арктике идет молчаливая борьба за власть. Пока Россия и Китай предпринимают усилия по модернизации вооружений, Запад делает ставку на "Короля ледоколов" в Северной Европе — и надеется в целом не потерять доступ в регион.

Все представления о космосе рухнули. Новый Нострадамус сделал шокирующее заявление

Походящая на крепость "Войма" возвышается в порту Хельсинки. Ледокол 84 метров в длину и 20 метров в ширину с усиленным сталью носом выглядит так, как будто он способен преодолеть любое сопротивление. Выкрашенный в черный корпус поцарапан в нескольких местах, как будто судно прошло не один арктический сезон. На корме одиноко развевается финский флаг; палуба безлюдна. Корабль, словно зловещий инородный объект, возвышается на фоне серого неба.

Ледоколы уже давно стали чем-то большим, нежели просто транспортными средствами. Они помогают держать открытыми важные транспортные пути и обнаруживать ресурсы, делают возможным ведение военных операций — и дают доступ к регионам, которые в противном случае оставались бы непроходимыми даже летом. За ними следуют торговые и военные суда, подразделения снабжения. Те, кто хочет покорить Арктику, зависят от этих плавучих стальных колоссов.

Этот факт известен и президенту США Дональду Трампу. На недавнем саммите НАТО в Гааге американский лидер объявил, что США ведут переговоры с Финляндией о покупке до 15 ледоколов, включая уже готовое к эксплуатации судно — предположительно речь идет о построенной в 1993 году "Феннике".

Трамп подчеркнул ведущую роль североевропейской страны в строительстве ледоколов и назвал ее "королевой ледоколов". Ведутся соответствующие переговоры с президентом Александром Стуббом, в рамках которых также обсуждается понижение цены.

Хотя никакой окончательный договор еще не подписан, интерес США быстро заключить сделку очевиден. При этом ключевую роль, помимо оперативных сроков [передачи ледоколов], играет промышленный потенциал Финляндии— то, что в настоящее время не могут предложить многие западные страны.

Финляндия признана мировым лидером в строительстве ледоколов

Страна с населением всего 5,6 миллиона человек не принадлежит к числу военных держав в классическом понимании этого термина, но она приняла на себя стратегическую роль в Арктике, далеко превосходящей ее собственные географические размеры. А в том, что касается ледоколов, это маленькое северное государство — настоящая сверхдержава. У Финляндии нет ни одного круглогодично не замерзающего порта, поэтому экономика страны зависит от надежных судов.

Необходимость породила опыт. Финляндия имеет семь собственных судов этого класса — и за последние десятилетия построила около 60% всех ледоколов в мире.

По словам политолога Матти Песу, также ледоколы являются ключевым активом Финляндии в соответствии с нынешней стратегией США. "США и Канада целенаправленно опираются на финский опыт, потому что у них самих его нет". По словам эксперта, лишь Финляндия — и ни одна другая страна в мире, — может вести серийное строительство ледоколов, причем делать это зачастую экономически эффективно и быстро.

В настоящее время в столице ведутся работы над возведением нового флагмана — длиной 150 метров, мощностью 35 мегаватт. Строительство должно нести в себе послание: Запад перестал быть просто наблюдателем. Но далеко не ясно, сможет ли он на самом деле наверстать упущенное.

Потому что Арктика — когда-то в значительной степени бесконфликтное пространство для исследований и рыболовства, — стала полем геополитической напряженности. Из-за климатических изменений лед становится более проницаемым, появляются новые торговые пути, расширяется военное присутствие. Россия и Китай уже обеспечивают себе влияние [в этом регионе], США хотят последовать их примеру. Но тем, кто хочет утвердиться на крайнем Севере, нужен флот.

"Ледоколы так важны потому, что все больше игроков пытаются получить доступ к арктическим водам — будь то из соображений торговли или безопасности", — поясняет Максим Лебрун, исследователь гибридных угроз в Европейском центре передового опыта в области противодействия гибридным угрозам.

В этом случае речь идет не только о классических военных сценариях, но и сдерживании, защите критически важной инфраструктуры и присутствии в пространстве, которое в противном случае было бы занято другими. "Если Россия достигнет своих целей на Украине, она не останется в стороне", — предупреждает Максим Лебрун.

Москва могла бы попытаться создать буферную зону, простирающуюся вплоть до Черного моря, и использовать Арктику в качестве экспериментальной площадки для саботажа, распространения дезинформации и ведения гибридной войны.

The Washington PostСША

Китай выигрывает торговую войну, которую развязал ТрампНа многих фронтах развязанной им торговой войны президент США, сам того не желая, помогает правительству Китая, пишет WP. Повышение пошлин, сокращение бюджета и иммиграционные ограничения Трампа ослабляют Америку и непреднамеренно усиливают ее главного соперника, считает автор статьи.

05.08.2025

Россия и Китай систематически наращивают свое присутствие на Крайнем Севере

Владимир Путин рано осознал геополитическое значение Арктики. Уже в 2007 году Россия после десятилетнего перерыва возобновила дальние полеты стратегических бомбардировщиков над Северным полярным регионом.

Москва построила вдоль Северо-Восточного прохода сеть военных баз, установила системы противовоздушной обороны и модернизировала аэродромы. С самого начала речь шла не только о престиже, но и о рычаге силовой политики в глобальном балансе сил.

Кроме того, и в остальном Москва доминирует в Арктике: Россия располагает крупнейшим в мире флотом, насчитывающим более 40 ледоколов, среди которых несколько атомоходов. Некоторые из них — финского производства. На протяжении многих лет Хельсинки поставлял своим все более агрессивным восточным соседям высокоспециализированные технологии.

Сотрудничество, которое было постепенно свернуто после вхождения в состав Российской Федерации Крыма в 2014 году и полностью прекращено в 2022 году с началом полномасштабной специальной военной операции Кремля на Украине.

Однако не только одна лишь Россия осознала важность Крайнего Севера. Китай также проявляет все больший интерес [к региону]. Официально Пекин позиционирует себя — несмотря на отсутствие границы с Арктическим морем — "почти арктическим государством", говорит об исследованиях, изменении климата и международном сотрудничестве.

На самом деле страна претворяет в жизнь амбициозную стратегию. Китай регулярно использует в полярных морях ледоколы "Xue Long" и "Xue Long 2"; планирует заложить новые суда с большей дальностью плавания, более прочной конструкцией и четко различимым двойным назначением.

"Китай проводит измерения глубины, течения и подводные съемки — и все это в рамках предполагаемых исследовательских миссий, — предупреждает Лебрун. — Эти данные сами по себе имеют двойное назначение, то есть могут использоваться в военных целях".

Кроме того, Пекин принимает участие в продвигаемом Россией проекте "Полярного шелкового пути" по расширению на север инициативы "Один пояс — один путь". Посредством реализации инфраструктурных проектов вдоль Северо—Восточного прохода Китай обеспечивает свое стратегическое присутствие на Крайнем Севере, подкрепляемое собственными ледоколами и растущим технологическим перевооружением.

Заявление МИД до трепета напугало Штаты. Теперь разговор пойдет по-другому. Лавров заряжает пушку

США делают ставку на сотрудничество, Германия остается в стороне

В то время как Россия и Китай систематически наращивают свое присутствие в Арктике, Запад отстает — и прежде всего речь идет о США. В настоящее время у Вашингтона есть только два действующих ледокола: устаревшая "Полярная звезда" 1976 года постройки и исследовательский "Хили", не подходящий для использования в тяжелых ледовых условиях.

Хотя Вашингтон уже заказал три новых судна, их строительство значительно задерживается из—за нехватки мощностей верфей, проблем с цепочкой поставок и политических препятствий.

Новые ледоколы строятся в рамках так называемой программы "Polar Security Cutter". Верфь "Bollinger" в Паскагуле, штат Миссисипи, была введена в эксплуатацию и приняла первоначальный заказ от "VT Holter". Работы начались со значительной задержкой, конкретная дата поставки пока не определена.

В конце 2024 года США также договорились о получении в свое распоряжение в краткосрочной перспективе коммерческий ледокол типа "Aiviq", переоборудованный под нужды береговой охраны и введенный в эксплуатацию под названием "Storis". Прагматичный промежуточный шаг, который, однако, не смог кардинально скорректировать фундаментальные структурные недостатки.

Помимо прочего, Вашингтон делает все больший упор на международное сотрудничество: в ноябре 2024 года США с Канадой и Финляндией подписали так называемый Ледовый пакт — трехстороннее соглашение об укреплении совместного судостроительного и учебного потенциала. Операционная реализация проекта в значительной степени зависит от Хельсинкской верфи, которая с ноября 2023 года принадлежит канадскому судостроителю "Davie".

Потому что в настоящее время, как говорит эксперт Лебрун, США "не присутствуют в Арктике реально — только на бумаге". Это очень рискованно с точки зрения безопасности. Без физического присутствия Вашингтон не мог бы оказывать влияние или препятствовать тому, чтобы другие игроки — например, Россия и Китай, — определяли правила игры.

В пространстве, которое все чаще становится геополитической шахматной доской, речь идет не только о совместном создании [судов], но и об обеспечении стратегического превосходства — в том числе над такими союзниками, как Канада или Гренландия.

Не случайно Дональд Трамп после победы на выборах в 2024 года возобновил свою старую идею о включении Гренландии в сферу влияния США. Весной 2025 года американский лидер объявил, что усилит давление на Данию и — в случае необходимости, даже против ее воли, — на постоянной основе разместит на острове дополнительный контингент американских военных.

Хотя США уже несколько десятилетий содержат стратегически важную базу на северо-западе Гренландии с военно-воздушной базой "Питуффик", планы Трампа простираются намного дальше. Они подразумевают более широкую арктическую стратегию, которая включает в себя предлагаемую сделку по ледоколу с Финляндией.

Еще в марте этого года вице-президент Дж.Д.Вэнс посетил с визитом Гренландию в качестве высокопоставленного представителя США. По официальной позиции, это было сделано, чтобы подчеркнуть стратегическое партнерство. Однако в Копенгагене и Брюсселе визит был расценен как целенаправленная демонстрация силы — и как четкий сигнал Китаю и России.

Одной из стран, которая пока не играет заметной роли в арктической структуре власти, остается Германия. Хотя в Стратегии национальной безопасности на 2023 год регион впервые упоминается как имеющий отношение к безопасности, на самом деле ФРГ остается в стороне. Немногочисленные немецкие мероприятия — например, совместные исследовательские миссии с "Полярной звездой" — по-прежнему носят символический характер.

"Германия проявляет растущий интерес к Арктике, но я бы не сказал, что она является ключевым игроком в сфере безопасности, — поясняет Матти Песу. — Важно, чтобы западные государства расширяли свое присутствие в Арктике, и Берлин должен быть частью этого обязательства.

Полная версия