Россия ответила на давление ЕС против "Северного потока-2" европейским правом

Вариант с выводом последних 50 километров «Северного потока-2» в собственность отдельной компании разрешит трудности данного проекта с европейским законодательством – считает директор Фонда энергетической безопасности Сергей Пикин.

Дело в том, что американское издание The Financial Times сообщило, что рассматривается возможность выделения последних 50 километров газопровода «Северный поток-2» в отдельную компанию. Это должно подорвать планы Евросоюза по введению ограничений в отношении этого проекта, которые в настоящий момент активно прорабатываются европейскими властями.

Согласно этому решению, новая компания будет владеть и управлять небольшой частью подводного газопровода в германских территориальных водах, причем остальная часть «Северного потока-2» в акватории Балтийского моря, общей протяженностью в 1,2 тысячи километров, останется в Nord Stream 2 AG. Это позволит вывести данную трубопроводную систему из-под юрисдикции базовых европейских ограничений.

Идет гарантирование рисков «Северного потока-2»

Все это коррелирует с последней резолюцией Европарламента, которая призывает остановить строительство и реализацию «Северного потока-2», поскольку Россия больше не является стратегическим партнером для европейского надгосударственного объединения.

Данная резолюция носит риторический характер, но все-таки она показывает, что тучи над «Северный потоком-2» усиливаются, поэтому нужно принимать эффективные меры для того, чтобы гарантировать риски, которые связаны с данным проектом.

«Такой вариант вполне возможен, согласно нему основная труба «Северного потока-2» будет принадлежать одной из дочек «Газпрома», а то, что заходит через Германию на территорию Евросоюза, уже совершенно другой структуре», - констатирует Пикин.

Как замечает эксперт, данной структурой может выступить даже какая-нибудь дочка «Газпрома» в лице, например, компании «Газпром-экспорт».

В результате, она будет закупать у «Газпрома» газ до того, как он войдет на территорию ЕС, причем сам «вход» будет осуществляться через проект, который с юридической точки зрения не будет иметь отношения к «Северному потоку-2».

Это, естественно, юридическая казуистика, позволяющая снять те искусственные ограничения и препятствия, которые по данному вопросу с завидным упорством пытаются применить европейские власти. Так что, это грамотная работа со стороны компании «Газпром».

«Принцип владения трубой и продажи природного газа здесь не нарушается, а трейдер, в собственность которого перейдет российский газ, будет затем перепродавать его потребителям на территории Евросоюза, что и закроет всю эту проблематику», - резюмирует Пикин.

По мнению Сергея Сергеевича, это является хорошей темой, которая «абсолютно рабочая на практике».

Другой вопрос, а сможет ли такая юридическая система купировать все риски, которые связаны с попытками европейских властей вставить палки в колеса «Северному потоку-2». Тем более, Брюссель может по данному вопросу вынести и политическое решение.

«Вряд ли такой вариант возможен, поскольку компания «Газпром-экспорт» работает на территории Евросоюза. При этом, никто в этом пространстве не признает ее российским ПАО «Газпром». Это именно что европейская компания, которая зарегистрирована в Евросоюзе, поэтому для того, чтобы ввести против нее ограничения, Брюсселю нужно будет нарушить европейское право», - заключает Пикин.

Соответственно, «Газпром» борется с искусственными ограничениями Евросоюза с помощью европейского права, причем очевидно, что здесь поддержка оказывается германскими структурами, без которых реализация «Северного потока-2» была бы попросту невозможна.

Здесь не обошлось без помощи со стороны Германии

Ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что «Северный поток-2» имеет стратегическую важность для германской экономики.

«Здесь нельзя исключать договоренностей между российской и германской сторонами, но, в то же время, не надо забывать и про то, что «Северный поток-2» является международным консорциумом, в который входят многие страны», - констатирует Камкин.

По этой причине в данном вопросе не все зависит от позиций России и Германии, хотя, естественно, договоренность между Москвой и Берлином и привела к реализации «Северного потока-2», как способа защититься от рисков украинского газового транзита.

«Что касается выведения 50 километрового участка из общего проекта «Северного потока-2», то здесь необходимо говорить о компромиссе между Евросоюзом и Германией, поскольку подобный вариант поможет всем сохранить лицо», - резюмирует Камкин.

Ведь европейские власти в Брюсселе находятся сегодня под давлением критиков «Северного потока-2», поэтому такой компромиссный вариант позволит, как ввести предложенные ограничения, так и допустить работу проекта на заложенную в нем мощность.

«Мы сегодня наблюдаем в Брюсселе сильное давление, вплоть до предложений о полном закрытии «Северного потока-2», поэтому перед нами очень трудный вопрос, который гораздо сложнее предложенной компромиссной схемы», - заключает Камкин.

Впрочем, все это только подтверждает безальтернативность «Северного потока-2», который построен уже на 36 процентов.

Полная версия