«Если бы Су-30 управляли русские, F-16 домой бы не вернулись»: эксперт о воздушном бое над Кашмиром
Восемь индийских и 24 пакистанских военных самолета приняли участие в воздушном бою в среду, 27 февраля, сообщил индийский телеканал NDTV.
Сообщается, что со стороны ВВС Пакистана участвовало восемь американских многоцелевых истребителей F-16, четыре французских Mirage-3 и четыре китайско-пакистанских самолета JF-17 Thunder. Остальные модели не известны, однако это были самолеты сопровождения. В свою очередь ВВС Индии подняли в воздух четыре Су-30МКИ российского производства, два французских Mirage 2000 и два советских МиГ-21. Один из последних и был в итоге сбит.
Индийские самолеты защищали от точечных ударов пакистанской авиации наземные цели на подконтрольной Индии территории спорного Кашмира. Детали воздушного боя стали известны в преддверии возвращения командира авиационного звена ВВС Индии Абхинандана Вартхамана, который преследовал пакистанский F-16 и сбил его ракетой «воздух — воздух» Р-73, однако сам при этом оказался под ударом. Индийский летчик был вынужден катапультироваться из подбитой и горящей машины, приземлился он уже на пакистанской территории.
Летчик-инструктор, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах Андрей Красноперов в интервью корреспонденту Федерального агентства новостей заявил, что таких масштабных воздушных боев не было уже давно. При этом он не удивился тому, что единственным сбитым оказался МиГ-21 ВВС Индии.
«МиГ-21 — это еще советская машина, так что был сбит самый старый самолет из представленных в бою моделей. Да, самолет надежный, но по своим пилотажным качествам и электронной начинке он уже значительно уступает другим участникам (боя). Он не может выполнять те фигуры пилотажа, на которые способны более современные Су-30. Я представляю, что такое воздушный бой, но в данном случае количество участвующих самолетов не определяет количество сбитых воздушных судов. Уничтожение же МиГ-21 говорит о том, что он просто был самым малозащищенным», — поясняет эксперт.
В отличие от него, те же Су-30МКИ способны выполнять самые сложные фигуры высшего пилотажа, выполнять маневры уклонения от ракет, сбрасывая при этом ЛТЦ (ложные тепловые цели). Это и сыграло ключевую роль в бою.
«В современном бою очень многое решает качество самолета, на котором ты летаешь, его функционал и возможности. Конечно МиГ-21 — хороший, но его время ушло. Пришло время четвертых и пятых поколений, вроде Су-30. Не зря они могут выполнять короткие виражи, развороты всевозможные, поэтому и сбить их гораздо сложнее — что этот бой и показал. Пакистанские F-16 смогли сбить только старенький МиГ и все. Это говорит о том, что они (пакистанские летчики — Прим. ФАН) просто не сумели на американских самолетах перекружить Су», — продолжил аналитик.
Стоит также напомнить, что современный воздушный бой очень сильно отличается от того, что происходило во время стычек в воздухе раньше. Сейчас бой ведется на огромных расстояниях, при помощи ракет класса «воздух-воздух» и поэтому самолетам нет смысла заходить в хвост противнику и на маленьком расстоянии расстреливать его из авиационных пушек.
«Да, это раньше заходили в хвост и что-то изображали, а сейчас все пилоты видят противника на локаторе, да и пуск ракет тоже сразу фиксируется — летчик просто выполняет маневры уклонения от ракет. Но отмечу, всегда самую большую роль играет пилот. И если бы Су-30 управляли русские, то F-16 домой просто бы не вернулись. А тут сидели индусы и пакистанцы, а им опыта пока не хватает», — заключил Красноперов.
Напомним, ситуация обострилась после нападения 14 февраля в Джамму и Кашмире на автоколонну военных Индии, которое унесло жизни 45 человек. Ответственность за атаку взяла на себя сепаратистская военизированная группировка «Джаиш-е-Мухаммад», или «Армия Мухаммеда» (запрещена в РФ) . В ответ Индия нанесла авиаудары по лагерю этого бандформирования в подконтрольной Пакистану части Кашмира. В среду пакистанские ВВС в ответ ударили по индийским военным объектам.